Спецтехника (Коммерческий транспорт, №5(145) 2018)

Электрогрузовики

«Набив шишки» на гибридных грузовиках, концерн Daimler сосредоточил свои усилия на полностью электрических установках.

iaa-2018-22.jpg

В 2016 году подразделение грузовых автомобилей «Мерседес-Бенц» стало первым в мире производителем, предложившим электрический крупнотоннажный грузовой автомобиль. Теперь же электрический грузовой автомобиль eActros прямиком направляется на эксплуатационные испытания. Десять автомобилей в двух вариантах исполнения с полной массой 18 и 25 тонн уже переданы клиентам, которые смогут протестировать их на рентабельность и экономичность в условиях реальной эксплуатации.

iaa-2018-25.jpg

Но многие вопросы остаются открытыми: прежде всего это диапазон передвижения, стоимость аккумуляторов, а также инфраструктура, необходимая для их эксплуатации в составе грузовых автопарков клиентов.

Концерн MAN в дополнение к полностью электрическому грузовому автомобилю для дистрибуции MAN eTGM представил и электрическую версию нового фургона MAN eTGE. Таким образом, MAN одним из первых автопроизводителей внедряет полностью электрические решения для всего ряда городской логистики в диапазоне от 3 до 26 тонн.

В частности, тяжелый электрогрузовик создан на базе MAN TGM. Он оснащен электродвигателем мощностью 264 кВт, который передает на ведущие колеса крутящий момент 3100 Нм. Литийионные аккумуляторные батареи установлены под кабиной и сбоку на раме. Грузовая версия с разрешенной полной массой 26 тонн (MAN TGM 6X2-4 LL) оборудована 12 аккумуляторными батареями. В зависимости от надстройки кузова, области применения и стиля вождения электрогрузовик способен преодолеть на одной зарядке расстояние до 200 км. В седельном тягаче в двухосном исполнении (MAN TGM 4X2 LL) можно использовать до восьми аккумуляторных батарей. Соответственно, дальность хода, в зависимости от режима эксплуатации и надстройки кузова, составляет до 130 км. Первые девять машин в различных конфигурациях по шасси и надстроек уже переданы партнерам в опытную эксплуатацию.

В 2019 году Volvo Trucks начнет продажи грузовых автомобилей на электрической тяге для перевозок в городской среде. Это Volvo FL и FE Electric. Они доступны в версиях с полной массой от 16 до 26 тонн, а дальность пробега составляет 300 км. В основе технологии лежат решения для электрифицированных автобусов Volvo, которых продано уже более 4000 единиц.

Компания DAF Trucks также предлагает две модели полностью электрических грузовиков. Модель LF Electric представляет собой электрический грузовой автомобиль массой 19 тонн, предназначенный для выполнения внутригородских перевозок с нулевым уровнем выбросов. Он оснащен технологией Cummins с электродвигателем 195 кВт (пиковая мощность 250 кВт). Питание обеспечивается блоком аккумуляторов отдачей до 222 кВт/ч, благодаря чему полностью груженный автомобиль имеет запас хода до 220 км.

Модель CF Electric является тягачом с колесной формулой 4×2 и полной массой автопоезда до 37 тонн. Автомобиль создан на базе универсальной серии DAF CF. В его конструкции используется технология VDL E-Power, обеспечивающая работу исключительно от электропривода. Центром интеллектуального силового агрегата выступает электродвигатель 210 кВт (пиковая мощность 240 кВт), питаемый от блока литийионных аккумуляторов отдачей 170 кВтч.

CF Electric имеет запас хода всего около 100 км, что подходит только для внутригородских перевозок. Быстрая зарядка аккумуляторов производится за 30 минут, а для полной зарядки потребуется 1,5 часа. Заряжать блок аккумуляторов предполагается во время погрузки и разгрузки.

«Роботы»

В ответ на вызовы компания Volvo Trucks разработала революционное решение — автономное электротранспортное средство. Транспортное решение будущего от Volvo Trucks предназначено для выполнения регулярных и повторяющихся задач, для которых характерны относительно короткие расстояния, большие объемы грузов и высокая точность доставки. Решение не требует особой дорожной инфраструктуры или погрузочных средств, что позволяет легче окупить затраты и встроиться в существующие процессы. Нечто подобное подготовили в Mercedes-Benz Vans и Renault LCV.

Так, концепция от Mercedes-Benz Vans базируется на самоуправляемом шасси на электрической тяге, поверх которого могут устанавливаться различные сменные кузова — для перевозки пассажиров или транспортировки грузов. В качестве автомобиля, работающего по схеме райдшеринга (попутная доставка пассажиров), Vision URBANETIC способен перевозить до 12 пассажиров, а в сочетании с грузовым модулем в нем можно транспортировать до 10 европоддонов. Кроме того, данная концепция предполагает интеграцию ИТ-инфраструктуры, в результате чего формируется парк беспилотных автомобилей, планирование маршрутов которых осуществляется гибко и эффективно, на основе текущего спроса на транспортировку.

Робомодуль EZ-PRO от Renault состоит из автономного ведущего модуля и беспилотных робомодулей. Поскольку в обозримом будущем человек останется в центре транспортных перевозок, Renault EZ-PRO не полностью автоматизирован.

iaa-2018-39.jpg

В ведущем модуле EZ-PRO находится экспедитор, который контролирует доставку товаров и услуг и следит за колонной. Поскольку от него не требуется непосредственного управления автомобилем, экспедитор может сосредоточиться на улучшении и оптимизации рабочего процесса. Беспилотные робомодули либо следуют друг за другом, образуя колонну, либо двигаются самостоятельно.

«Конвой»

Технология платунинга (более удобоваримый термин — «конвой»), разработанная MAN, уже проходит эксплуатационные испытания. Речь идет о так называемой «электронной сцепке», посредством которой два или более грузовых автомобилей соединены между собой. Первый грузовик задает скорость и направление, остальные автомобили в колонне без участия водителей следуют друг за другом на минимальной дистанции около 10–15 метров. Правда, человек все равно находятся в кабине на всякий случай. Движение в аэродинамической «тени» позволяет экономить до 10% топлива, ощутимо способствует снижению выбросов CO2 и обеспечивает более высокую безопасность на магистралях. Аналогичные разработки имеются и у остальных членов «большой семерки», поскольку они проводились под эгидой European Truck Platooning Challenge.

iaa-2018-32.jpg

Еще в марте 2016 года ведущие европейские производители приняли участие в проекте под названием European Truck Platooning Challenge. Инициатива его проведения исходила от председательствующей тогда в ЕС Голландии. К примеру, один из участников проекта Volvo Trucks на трех седельных тягачах с трехосными полуприцепами, двигаясь в составе каравана на беспроводном управлении, проехал по дорогам Европы от Гетеборга до Роттердама. В ходе теста были подтверждены все вышеприведенные выкладки.

iaa-2018-33.jpg

Гибриды

Несмотря на то что специалисты Scania отдают приоритет электроприводу, гибриды не сброшены со счетов. Как заявляют топ-менеджеры, пока компания находится на переходном этапе. По их мнению, решения с гибридными силовыми установками, а также использование альтернативных видов топлива обещают сегодняшним операторам оптимальную экономию затрат при эксплуатации такой техники.

По утверждению Scania, новые гибридные грузовики столь же безотказны в работе и сопоставимы по затратам на техобслуживание с обычными грузовиками. Вместе с тем при использовании электродвигателя они превращаются в транспортное решение с уровнем экологичности, которого пока не в состоянии достичь ни один грузовой автомобиль с ДВС со схожими характеристиками. Исключительно на электроприводе гибридные грузовики могут проезжать до 10 км.

Новые гибридные грузовики оснащаются рядным пятицилиндровым двигателем Scania DC09, способным работать как на гидрированном растительном масле (HVO), так и на дизельном топливе в комбинации с электрическим приводом мощностью 130 кВт и крутящим моментом 1050 Нм. Для обеспечения длительного срока службы допустимая отдача литийионного аккумулятора составляет 7,4 кВт/ч. Причем такие машины уже укладываются в европейские шумовые и эконормы.

iaa-2018-4.jpg

Возможность подзарядки от электрической сети обеспечит постоянную готовность такого гибридного автомобиля к работе в полностью зараженном состоянии. Бортовое зарядное устройство мощностью 22 кВт способно подзарядить аккумуляторную батарею за 20 минут.

Свой гибридный грузовик представила и DAF Trucks. Модель CF Hybrid разработана с целью использования в городской черте исключительно электрического привода для обеспечения нулевого уровня выбросов, а также значительного повышения запаса хода вне городских зон за счет новейшей ультрачистой дизельной технологии. DAF CF Hybrid оснащен высокоэффективным двигателем PACCAR MX-11 объемом 10,8 литра (450 л. с.) и электродвигателем ZF (75 кВт, в пике 130 кВт) в сочетании со специальной коробкой передач ZF Traxon для гибридных трансмиссий.

Питание на электродвигатель подается с блока аккумуляторов отдачей 85 кВт/ч, что позволяет добиться запаса хода в 30–50 км на полностью электрическом приводе с нулевым уровнем выбросов (в зависимости от полной массы автопоезда). Аккумуляторы могут заряжаться от дизельного двигателя во время движения автомобиля по автомагистрали или при помощи зарядного устройства постоянного тока на станции для зарядки. На автомобиле предусмотрена возможность быстрой зарядки аккумуляторов: полная зарядка займет 30 минут, а для зарядки на 80% потребуется всего 20 минут.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий