Последние автомобили ЗИЛ

ЗИЛ-4972

zil-4975m2.jpg
ЗИЛ-4975М2

Между тем ЗИЛ-390610 это не единственный грузовик созданный с применением агрегатов «Синей птицы». В 1993 году в СКБ завода создали уникальный трехосный ЗИЛ-4972 с равноудаленными мостами. Машина предназначаюсь для аврийно-спастельных бригад МЧС и Минтранса.

ЗИЛ-4972 получился несколько проще и подешевле, чем «космическая» «Синяя птица», но высоких внедорожных свойств не утратил. Грузовик получил стальную раму взамен алюминиевой, кабину и 185-сильный дизельный мотор от ЗИЛ-4331. Трансмиссия также была выполнена по бортовой схеме, задняя ось — поворотная.

Автомобиль имел три модификации: ЗИЛ-4972 с жилым модулем, ЗИЛ-4973 с бортовой платформой и телескопическим краном, а также ЗИЛ-4975М2 с двухрядной кабиной и бортовой платформой с краном манипулятором. Первая и последняя модели выпускались серийно на Правдинском радиорелейном заводе в Нижегородской области.

Дизайн

Новый концептуальный ЗИЛ — это «брутальный» внедорожник с кузовом, который как будто бы вытесан из цельного куска металла. Разработчики минимизировали число плавных переходов: большая часть деталей экстерьера располагаются друг относительно друга под острыми углами. По сути, единственным гладким компонентом кузова являются объемные колесные крылья, по периметру которых проложен широкий обвес из неокрашенного пластика.

Представленная новинка выделяется сильно заваленными назад передними опорными стойками, что положительно скажется на аэродинамике. Внедорожник укомплектован длинным капотом, который идет параллельно дорожному полотну и дополняется незначительными выштамповочными полосками по центру. Одной из примечательных деталей новинки является ее передняя часть. Прежде всего, здесь обращает на себя внимание нестандартная оптика прямоугольной формы, чья верхняя грань немного скруглена. Внутри передних фонарей закреплены 2 огня, периметр которых обрамляет тонкая полоска светодиодов, а центр остался темным. Наверху проложена еще одна LED лента, которая, вероятно, выполняет роль ДХО.

Не менее примечательной у новинки оказалась многоугольная решетка радиатора. В центре она немного изгибается во внутрь, из-за чего возникает впечатление, будто бы ее нижняя часть выступает вперед. Вдоль периметра радиаторной решетки была проложена металлическая окантовка. А внутреннюю ее часть составляют широкие хромированные ламели, уложенные горизонтально.

Передний бампер у внедорожника оказался массивным. Причем, что примечательно, в него встроили компактный воздухозаборник с глубоко расположенными ламелями. Ту часть, которая располагается над вентиляционными отверстием, перекрывает пластиковая защита. Над ней присутствуют ниши с рельефной окантовкой и также нестандартными фонарями, у которых периметр обрамлен светодиодной полосой. Вниз переднего бампера в месте, где пластиковая накладка «обрывается», вынесены противотуманные фары, представленные в виде тонкой LED ленты.

Боковая часть кузова у нового внедорожника ЗИЛ кажется сплющенной. Этот эффект обусловлен несколькими, как дизайнерскими, так и конструктивными решениями. Он обеспечивается сочетанием увеличенного дорожного просвета, пластикового обвеса, удлиненных и достаточно глубоких выштамповочных полосок на дверях, а также сравнительно компактного бокового остекления правильной формы. Новинка получила действительно большие колесные диски, радиус которых, возможно, достигает 22 дюймов. Периметр бокового остекления выполнен из черного пластика, а центральная стойка на внедорожнике оказалась слишком широкой. Последнее указывает на то, что передние и задние сидения в салоне автомобиля установлены на большом расстоянии.

Дополняет указанный эффект линия крыши, которая постепенно опускается в сторону удлиненной кормы. Сзади размещена широкая опорная стойка. В случае, если новый внедорожник ЗИЛ комплектуется третьим рядом сидений, то она очень мешает обзору с этих мест. При этом, багажный отсек дополняется боковым остеклением, за которым расположилась еще одна стойка, установленная под углом.

Корма новинки дополняется широким антикрылом, нависающим над стеклом большой площади. Под ним присутствует декоративный выступ, который визуально как бы разделяет верхнюю и нижнюю части кузова. Если бы у представленного внедорожника задние стойки не были установлены под таким углом, то корма нового ЗИЛа во многом бы походила на последний Kia Mohave. Эта часть кузова у обоих внедорожников имеет квадратные очертания с «рублеными» деталями.

Новый ЗИЛ комплектуется большими задними фонарями со светодиодным наполнением, которые немного заходят на боковую часть кузова. По примеру старого Mohave, у представленной новинки над зоной, отведенной под номерной знак, присутствует декоративный выступ, скрывающий кнопку открытия багажной двери. Задний бампер, как и передний, более чем на половину перекрывается неокрашенным пластиком, в котором предусматриваются вырезы с каждой стороны под сдвоенные выхлопные патрубки.

ЗИЛ-390610

zil-390610.jpg
ЗИЛ-390610

В 1997 году на агрегатах знаменитой «Синей птицы» ЗИЛ-4906 была спроектирована очень интересная машина. Многофункциональное шасси повышенной проходимости ЗИЛ-390610, предназначалось для коммунального хозяйства. Машина могла агрегатироваться с коммунальным технологическим оборудованием и работать в широком диапазоне скоростей. Эдакий российский Unimog.

Технически ЗИЛ-390610 был обустроен очень интересно. Автомобиль оснащался дизелем Д-245 на 105 л.с., независимой торсионной подвеской, управляемыми передними и задними колесами и уникальной трансмиссией. Крутящий момент от двигателя через механическую КПП передавался на двухступенчатую раздаточную коробку. Она в свою очередь, посредством продольно расположенных карданных валов приводила во вращение бортовые редукторы задних и передних колес. На задних бортовых редукторах инженеры смонтировали два дисковых тормозных механизма открытого типа.

zil-39061.jpg
Тормозные механизмы на бортовых редукторах

Необычная трансмиссия наделила ЗИЛ-390610 выдающимися внедорожными способностями, во много раз превышающие таковые у немецкого аналога. Грузовик успешно выступал на соревнованиях по трак-треалу, неоднократно занимая призовые места. Однако в серию уникальная машина так и не пошла. Хотя различных модификаций успели подготовить немало, в том числе и на удлиненной базе.

ЗИЛ-5301

zil-5301.jpg
В середине 90-х ЗИЛ экспериментировал с установкой дизельных моторов фирмы Caterpillar. ЗИЛ-5301 с двигателем Cat 3054

После распада СССР структура российской экономики значительно изменилась. В рыночных условиях, основные потребители грузовой техники — мелкие перевозчики, нуждались в машине небольшой грузоподъемности и с дизельным мотором. На заводе это хорошо понимали и в 1992 году приступили к разработке автомобиля с максимальной грузоподъемностью в 3 тонны.

Дабы удешевить производство предполагалось, что новая модель по максимуму будет унифицирована с выпускающимися машинами. Проблема состояла в том, что у завода не имелось подходящего шасси и двигателя. Как следствие первая партия грузовиков, под индексом ЗИЛ-5301, базировались на импортной платформе Mercedes-Benz T2. В движение автомобиль приводил дизель Perkins Phaser. Такая машина выходила невероятно дорогой, и в 1995 году зиловцы разработали собственное шасси и адаптировали к нему минский тракторный двигатель ММЗ Д-245. В том же году машина пошла в серию.

ЗИЛ-5301 «Бычок» фактически стал кормильцем завода. В конце 90-х его доля в выпускаемой продукции превысила 50%.

Специальные

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий