Снятие и замена шаровой опоры ваз 2108, 2109, 21099

Замена шаровой опоры ВАЗ 2109, 2114.

Доброго времени суток. В этой статье пойдёт речь о том, как понять, что неисправна шаровая опора на ВАЗ 2109 — 2114, и о замене шаровой опоры на ВАЗ 2109 — 2114.

Как заменить шаровую опору на ВАЗ-2109 своими руками

Оригинальная шаровая опора ВАЗ 2109 имеет артикульный номер 21082904185. Ее цена составляет от 320 до 400 рублей. Существуют также восстановленные запчасти, стоимостью от 80 рублей. Их ресурс определить внешне невозможно, поэтому следует избегать приобретения б/у опор.

Оригинальные шаровые среди автовладельцев имеют неплохую репутацию. Они оптимальны по соотношению цены к качеству.

При правильном монтаже и аккуратном стиле вождения опоры выхаживают 50-80 тыс. км.

ВАЗ шаровая проверкаЗамена шаровой опоры ВАЗ 2109, 2114Снять рычаг ваз 2109

Когда необходима и как проводится замена шаровой опоры ВАЗ 2109


Предлагаем статью о том, как сменить шаровые опоры ВАЗ-2109 собственными руками с подробным руководством.

Шаровая опора – деталь автомашины, которая является узлом сочленения рычага подвески и ступицы управляемого колеса. В автомобилях с передним приводом, выпускаемых АвтоВАЗом, их две. Одна из шаровых опор (шаровая) расположена в передней левой части авто, другая – правой, рядом с колесом.

Как и любая автодеталь, шаровая со временем нуждается в замене. Но если принимать во внимание, мягко сказать, не очень хорошее качество российских дорог, то этому играющему большую роль в безопасности передвижения автомобиля узлу соединения следует уделять особое внимание. Отдельные автолюбители даже заносят шаровые опоры в список расходных материалов наряду с воздушными фильтрами, тормозными колодками и тому подобным.

Неисправность: стучит шаровая опора

стучит шаровая опора

Вышедшая из строя шаровая опора проявляет себя периодическим стуком при проезде неровностей на небольшой скорости.

Попробуем диагностировать эту неисправность, чтобы определить, что стучит именно шаровая. На примере шаровых опор передней подвески автомобиля ВАЗ 2108 (2109, 21099). Тут по одной шаровой в нижних рычагах подвески с каждой стороны автомобиля.

Признаки неисправности: стучит шаровая опора передней подвески автомобиля

Неисправная шаровая опора имеет люфт в соединении палец-корпус. При движении автомобиля по ровной дороге шаровая поджата подвеской и стуков не издает. При наезде на препятствие на малой скорости (например, бордюр или камень), а так же при движении по неровной дороге, когда подвеска перестает поджимать шаровую, люфт дает о себе знать стуком металл по металлу, слегка приглушенным остатками пластиковой обоймы внутри ее корпуса. Стук одиночный или двойной, редкий, хорошо слышимый.

Причины стука шаровой

Появление люфта между сферическим наконечником шарового пальца и корпусом шаровой опоры в следствии разрушения пластиковой обоймы (тефлонового подшипника) является причиной стука. К такой ситуации может привести повреждение защитного чехла шаровой, сопровождающееся попаданием грязи, влаги, пыли во внутрь шарнира и вымыванием имеющейся там смазки.

Проверка исправности шаровой опоры

Диагностика неисправности.
Способов проверки шаровых опор несколько. Рассмотрим самый доступный, быстрый и эффективный.

Сначала на слух определяем с какой стороны стучит. Далее проверяем шаровую, чтобы определить, что стучит именно она. Поддомкрачиваем автомобиль и снимаем его колесо, либо загоняем его на яму (эстакаду, подъемник). При помощи монтажки перемещаем палец шаровой относительно ее корпуса способом указанным на фотографии.

проверка шаровой опоры

Проверка люфта в шаровой опоре передней подвески используя монтажку как рычаг

Для этого упираем монтажку на нижний рычаг и поддеваем ее наконечником болт крепления шаровой. Перемещаем монтажку вверх-вниз. Если палец заметно выдвигается из корпуса шаровой значит она неисправна и подлежит замене.

Замена шаровой опоры передней подвески

Для замены неисправной шаровой опоры можно использовать специальное приспособление, можно обойтись и без него. См: «Замена шаровой опоры ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Шаровая опора ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из металлического корпуса и пальца со сферической головкой. Внутри корпуса установлен тефлоновый подшипник (обойма) залитый специальной смолой. Подшипник плотно охватывает шаровую головку пальца. Снаружи соединение закрыто пыльником — защитным армированным чехлом. Под пыльник заложено некоторое количество смазки ШРБ-4.

Корпус шаровой крепится двумя болтами к поворотному кулаку. Палец к нижнему рычагу подвески.

Шаровая опора на ВАЗ 2109: выбор новой и замена

Прежде чем приступить к замене шаровой опоры на вашем ВАЗ 2109, необходимо выбрать новый элемент, проверить текущее состояние узла, и, исходя из полученных результатов, провести замену.


Внешний вид элемента

Признаки неисправной шаровой опоры ВАЗ 2114, 2109.

Если, проезжая по кочкам или мелким неровностям, Вы слышите стук в передней подвеске ВАЗ 2109, 2114, то это повод начать искать неисправность! Есть два способа проверки шаровой опоры ваз 2109 — 2114 на неисправность.

Для первого способа не требуется смотровая яма, но нужен домкрат. Вывешиваем переднее колесо на домкрате и резко дёргаем его на себя и от себя. Если шаровая опора неисправна, то она будет издавать звук и колесо будет иметь люфт.

ВАЗ шаровая проверка

Если у Вас есть гараж со смотровой ямой или эстокада, то осмотрите пыльники шаровых опор на наличие повреждений. Если пыльник порван — это признак износа шаровой опоры ваз 2114 и такую шаровую лучше заменить даже если она пока не стучит. Засуньте между шаровой и рычагом лом или монтировку. Обоприте один конец о рычаг, а другой об болт или корпус шаровой и попробуйте раздвинуть их. Для удобства, можно повернуть руль в сторону проверяемого колеса. Если есть люфт, то шаровая подлежит замене.

как определить неисправность шаровой опоры ваз 2109

Многие задаются вопросом: может ли вылететь шаровая на ваз 2109? Ответ: Да! Может! Поэтому при признаках неисправности этой детали не затягивайте с ремонтом. Тем более это не сложно. Далее я расскажу как заменить шаровую ВАЗ 2109 — 2114 своими руками.

Конструкция опоры

Девяточная шаровая опора проста и неказиста, а конструкция подвески уже не позволяет опоре так быстро разрушаться, как в классических Жигулях. Тем не менее, конструкция у неё такая же — это шаровый палец, опрессованный металлическими чашками. Между пальцем и чашками установлен, как правило, пластиковый (может быть полиуретановый) вкладыш, который снижает коэффициент трения и увеличивает ресурс опоры.

К старым моделям Жигулей продавались разборные шаровые, в которых вкладыш попросту менялся. Насколько это экономически целесообразно, непонятно, поскольку палец опоры оставался старым, он мог стереть новый вкладыш за каких-нибудь пять тысяч км. Потом — снова замена. Если установить неразборную качественную опору, то её ресурс может достигать ста и более тысяч, если не слишком перегружать подвеску плохими дорогами.

Признаки поломки

При сильном износе шаровой опоры автомобиль сам даст вам об этом знать

Нужно только обратить внимание на характерные симптомы.

  1. При наездах на кочки начинает доноситься четких глухой стук. Исходить он может только спереди от левой или правой части автомобиля, если дело в шаровой опоре.
  2. При износе шаровых опор усилие, прикладываемое к рулевому колесу для поворотов, заметно увеличивается. Одновременно с этим шаровая начинает скрипеть.
  3. Передвигаясь по ровной дороге, автомобиль начинает вести себя неустойчиво, его тянет в ту или иную сторону.
  4. При износе шаровых опор на одном из колес, оно стоит неправильно, имеет определенный наклон в сторону. Это можно легко заметить, сравнив положение обоих колес. Если вы часто ездите на своем ВАЗ 2109, вы заметите, как одно колесо изнашивается быстрее другого.

При обнаружении признаков износа ШО рекомендуется проверить их реальное текущее состояние, после чего заменить.

Артикул и стоимость аналогов шаровых опор

Многие автовладельцы отдают предпочтение неоригинальным шаровым. Связано это с тем, что при сопоставимой цене изделия от сторонних производителей часто бывают более качественными по сравнению с родными опорами. Бренды, которые наилучшим образом зарекомендовали себя среди автовладельцев, представлены в нижеприведенной таблице.

Таблица — Хорошие аналоги шаровой опоры ВАЗ 2109.

Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
TRW JBJ156 420-460
Delphi TC583 310-360
Sidem 19989 410-440
Lemforder 1545602 435-460
ABS 220119 550-700

Диагностика неисправности.

Чтобы определить неисправность шаровой опоры, достаточно прислушаться к стукам подвески при движении автомобиля по неровностям дорожного покрытия. В идеале, никаких стуков не должно быть, но если шаровая опора неисправна, то при движении на относительно большой скорости по выбоинам можно услышать довольно неприятный звук, который говорит о возникновении люфта между шарниром, рычагом и ступицей колеса.

Чтобы убедиться в этом факте, можно проделать несложный тест, который не представляет собой ничего сложного. Для этого установите под задние колеса противооткатные упоры, а переднее колесо, откуда исходит шум, поднимите с помощью домкрата. Теперь возьмитесь за него двумя руками по вертикали и попробуйте покачать в горизонтальной оси. Для чистоты эксперимента рекомендуется попросить напарника в этот момент выжать педаль тормоза. Если колесо будет качаться в сопровождении небольшого люфта, то шаровая опора нуждается в замене.

Настоятельно не рекомендуется тянуть с этим процессом. Дело в том, что изношенная шаровая опора может создать неприятности для водителя при прохождении поворота. Как правило, она ломается и нарушает крепление ступицы с рычагом. Таким образом, колесо выворачивает вместе с рычагами, и автомобиль становится неуправляемым. В лучшем случае можно ограничиться ремонтом подвески, в худшем – попасть в ДТП.

Замена шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099


Срок службы шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 варьируется в пределах 50-60 тыс км пробега.
Но из-за низкого качества изготовления, тяжелых условий эксплуатации этот срок может сократиться до 20-30 тыс км. Вышедшая из строя шаровая даст о себе знать стуком со стороны подвески при проезде неровностей на небольшой скорости (например, при переезде бордюра). Чтобы установить, что неисправна именно шаровая проводим небольшую проверку (см. «Проверка шаровых опор автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 2109» ). Если выявлена неисправность шаровой опоры заменяем ее новой. Рекомендуется заменять сразу две шаровых опоры, но исходя из практики, можно заменить всего одну, ту, что застучала.

Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

— Торцовый, накидной ключи или головки на «17» и «19»

— Съемник шаровых опор (если его нет, то монтажка и тяжелый молоток)

— Смазка Литол-24 или ШРБ-4

— Новая шаровая опора (или две, если заменяются опоры сразу с двух сторон)

Подготовительные работы

— Поддомкрачиваем и вывешиваем оба колеса автомобиля (в таком случае стабилизатор поперечной устойчивости не поджимает подвеску и шаровую снять проще)

— Очищаем от загрязнения детали передней подвески

Порядок замены шаровых опор передней подвески автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Отворачиваем гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески

Используем ключ или головку на «19». Перед отворачиванием можно слегка обстучать гайку и залить ВД-40.


Отворачиваем гайку крепления пальца шаровой опоры

— Выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия в рычаге подвески

Используем специальное приспособление – съемник шаровых опор.


Съемник шаровой опоры ВАЗ 2108, 2109, 21099

Или, навернув на пару оборотов гайку крепления на палец шаровой, создаем натяг между шаровой и рычагом при помощи монтажки и наносим удары молотком по бобышке рычага до момента выпрессовывания пальца.

Выбор новой шаровой опоры

Замена шаровых ВАЗ 2109

Можно просто придти в магазин и попросить шаровою на необходимую модель автомобиля. Но, спустя пару месяцев, придется снова идти в магазин и покупать еще одну! Смысл этого действия отсутствует, а польза от такого только владельцу магазина. Давайте правильно выбирать шаровые опоры. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • Производители зачастую клепают шаровые опоры из хлама и не смотря на качество продукта. Замечая такую закономерность, автолюбители выделили несколько компаний, с нормальными показателями цены и качества.
  • Среди таких производителей и фирма Трек, которую очень хвалят водители, а также работники СТО.
  • Если вы решите взять другую фирму, то помните, что дешевого качества не бывает! Остерегайтесь подделок – скупой платит дважды. Цена на шаровые не такая уж и большая.
  • Все же при выборе шаровой опоры для ВАЗ 2109 следует обращать внимание на ее внешний вид.
  • Корпус не должен иметь никаких повреждений и следов износа. Также корпус хорошей шаровой опоры обязательно будет сварен из двух частей.
  • Обратите внимание на палец шаровой. Если он покрашен в черный цвет – это плохой знак. Да, палец и должен быть черного цвета, но не от краски, а от закаливания температурой.

Совет! При выборе шаровой попробуйте повернуть палец опоры. В хорошей шаровой его без воротка очень тяжело сдвинуть.

  • Не забывайте и о комплектации шаровой опоры. Что туда должно входить? Сама шаровая, гайка, болты крепления и пыльник.
  • Пыльник должен быть целым и не иметь слабых мест.
  • Болты крепления шаровой опоры тоже должны быть каленными. Болты желтого цвета обычно имеют отвратительное качество – резьба обходится, даже не затянув гайку (в некоторых случаях).
  • Гайка должна быть с тефлоновой вставкой или же со шплинтом в комплекте, а в пальце шаровой опоры – сквозное отверстие.

Совет! Обычно внутрь шаровой уже добавляют смазку, но ее зачастую недостаточно. Не забудьте обратить на это внимание.

Проверка состояния

Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.

Для проверки есть два способа — простой и более сложный.

Первый способ

Для проверки вам потребуется сделать следующее:

  • При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
  • Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
  • Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.


Процедура проверки

Второй способ

Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.

  1. Установите автомобиль над смотровой ямой.
  2. Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
  3. Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
  4. Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
  5. Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
  6. Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
  7. Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
  8. При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.

Процедура замены

Итак, ваша шаровая опора уже не может выполнять свои прямые обязанности, потому ее требуется заменить. Сейчас поговорим о том, как именно выполняется подобный ремонт.

Для начала вооружитесь набором инструментов и материалов, куда входит:

  • Башмаки;
  • Сухая ветошь;
  • Набор головок;
  • Набор накидных ключей;
  • Домкрат;
  • Смазка литол (можно заменить на графитную смазку);
  • Новые шаровые опоры;
  • Переноска со светом (требуется, если в гараже темно или ремонт затянулся до вечера).

Теперь можно приступать непосредственно к ремонту

Здесь важно соблюдать определенную последовательность ваших действий. Она позволит не допустить распространенные ошибки, а также грамотно собрать узел обратно после замены старых опор.

  1. Заедьте на смотровую яму или поднимите машину с помощью подъемника. Поскольку речь идет о самостоятельном ремонте, вряд ли у вас окажется собственный подъемник. Потому обойдется простой смотровой ямой.
  2. Заглушите мотор, включите ручной тормоз до упора и застопорите колеса при помощи блокировочных башмаков.
  3. Залезайте под автомобиль и накидными ключами откручивайте фиксирующий болт пальца опоры, расположенный на ступице.
  4. Монтировкой крайне аккуратно снимают опору с ее места установку.
  5. Накидным ключом на 17 миллиметров откручиваются два болта с кронштейна. Они отмечают за крепление нижней части опоры к найденному кронштейну.
  6. По сути, шаровая опора с вашего автомобиля теперь может упасть на пол. Это вполне нормально, но только берегите ноги.
  7. Запомните, что шаровые опоры являются исключительно одноразовыми элементами автомобиля. Это говорит о невозможности ее ремонта ни при каких условиях. Любые советы на этот счет будут напрасной тратой вашего времени. Просто купите новые опоры и все.
  8. Избавьтесь от старой опоры.
  9. Не лишним будет в это же время проверить тормозные колодки, их текущее состояние. Если вы отыскали признаки неисправности, обязательно параллельно выполните замену колодок.
  10. Проинспектируйте кронштейн. Если он цел, не имеет следов износов, тогда оставляйте его на месте. Если состояние подозрительное, лучше заменить. Это касается и сайлентблоков. Они также могут износиться и выдавать характерный стук при движении автомобиля. Потому не лишним будет заменить и этот элемент, раз вы уже разобрали узел.
  11. Смазкой обработайте седло наконечника вашей ступицы, что позволит в будущем намного проще извлечь элемент в процессе ремонта.
  12. Поставьте новую опору на место старой шаровой опоры.
  13. Соберите узел в обратной последовательности, проверьте автомобиль в действии.
  14. Если при проезде неровностей машина ведет себя тихо, вы совершенно правильно определили причину шума, а также сумели грамотно заменить шаровую опору.

Требуемые инструменты и материалы для самостоятельной замены

Выполнение ремонта шаровой своими руками невозможно без инструментов, которые перечислены ниже.

Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены шаровой опоры.

Название Примечание
Съемник Не является обязательным для замены шаровой, но существенно упрощает процесс демонтажа
Накидной ключ «на 17», «на 19»
Торцевой ключ «на 17», «на 19»
Головки «на 17», «на 19»
Тяжелый молоток Потребуется, если отсутствует съемник
Консистентная смазка ШРБ-4, Литол-24 или графитная
Баллонный ключ Для снятия и монтажа колеса
Монтажка Можно заменить любым прочным стержнем, отрезком трубы или ломом
Щетка по металлу и ветошь Для очистки рабочих поверхностей
Проникающая смазка Для облегчения разъединения заржавевших и прикипевших соединений

Выбор

При выборе новой шаровой опоры (ШО) для замены ориентируйтесь на несколько основных критериев.

Критерий выбора

Особенности

Сегодня производителей шаровых опор масса. Но далеко не все они изготавливают действительно качественные детали. Потому автовладельцы выделили для себя определенные фирмы. Для владельцев ВАЗ 2109 стоит обратить внимание на компанию-производителя Трек.

Громкое, известное название производителя шаровой опоры — это не гарантия качества. Сейчас на рынке масса подделок. Чтобы отыскать оригинал, посетите официальные сайты проверенных фирм, узнайте об особенностях оригинальной упаковки, нюансах защиты, позволяющих отличить подделки

На корпусе шаровой не должно быть следов повреждений, износа, дефектов. Качественные ШО всегда сварены из двух элементов

Если вы заметили, что палец шаровой опоры выполнен в черном цвете краской, ничего хорошего тут нет. Качественный палец также черный, только этот цвет он получает в результате закаливания металла под высокой температурой. Также попробуйте повернуть палец. Если удалось это сделать без воротка, перед вами продукт низкого качества

Ответственные производители помимо самой ШО комплектуют детали гайкой, болтами и пыльником

Убедитесь, что на нем отсутствуют повреждения, следы износа, прочие дефекты

Крепежные болты обязательно должны быть каленными. Если болт желтый, его качество скорее всего окажется ужасным

Обязана иметь тефлоновую вставку или шплинт. Плюс посмотрите в палец — там должно быть сквозное отверстие

Зачастую внутреннюю часть шаровой опоры на заводе смазывают, но практика показывает, что данного количества смазки недостаточно, потому при замене нужно обязательно иметь под рукой еще немного смазывающего вещества


Новенький комплект

Перед заменой

Ремонт шаровых опор на ВАЗ 2109 нецелесообразен — в народе их давно причислили к расходным материалам. Поэтому в случае обнаружения неисправности потребуется выбор новой детали. Чем нужно руководствоваться при выборе детали?

Перед приобретением и установкой следует обратить внимание на такие факторы.

Какие аспекты проверить Что должно быть
Репутация производителя и вид упаковки. Наличие и сохранность защитных элементов упаковки.
Состояние корпуса. Отсутствие на нем царапин, сколов, раковин и других дефектов.
Цвет пальца. Он должен быть черным, но не окрашенным, а потемневшим в результате закалки.
Подвижность пальца. Провернуть элемент вручную должно быть невозможно или очень сложно.
Комплектация. Обычно опоры поставляют вместе с гайкой пальца, болтами крепления и пыльником.

Сразу после приобретения деталей проверьте и, в случае необходимости, увеличьте количество смазки в опоре.

Дополнительные рекомендации по замене шаровой опоры

Срок службы шаровой напрямую связан с качеством и количеством заложенной в пыльник смазки. В оригинальных изделиях и некоторых автозапчастях от сторонних производителей под манжетой полностью сухо. Поэтому автовладельцы рекомендуют перед установкой снять резинку и проверить смазку. При ее отсутствии требуется заложить ШРБ-4 или Литол-24.


От герметичности пыльника зависит сохранение первоначальных свойств смазкой и долговечность работы узла. Поэтому некоторые автовладельцы рекомендуют приклеивать манжету к шаровой. При этом важно учитывать, чтобы герметик не вступал в химическую реакцию с металлом, резиной и консистентной смазкой.

Отсутствие съемника усложняет процесс демонтажа шаровой, но не делает это невозможным. Если нет специнструмента, то следуя нижеприведенной инструкции, можно выпрессовать опору.

  • Немного ослабить нижнюю гайку, которая крепит шаровую к рычагу.

  • Монтировкой отжать рычаг вниз. В это же время молотком следует обстукивать рычаг. Удары не должны оставлять деформаций, но быть достаточно тяжелыми. Полностью отворачивать нижнюю гайку запрещается. Связано это с тем, что в определенный момент рычаг упадет вниз. Он упрется в нижнюю гайку шаровой. При ее отсутствии ничто не остановит рычаг в момент его срыва, поэтому есть риск повредить автомобиль или ударить себя.

  • Открутить крепление шаровой.

  • Отжать рычаг в сторону и изъять выбитую шаровую.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий