Правила весового контроля на дорогах РФ 2021 года

Весовой контроль – это что такое?

В последнее время такого роду контролю в отношении автотранспорта стало уделяться немало внимания. В частности, на дорогах РФ появились специальные автоматизированные пункты весового контроля. Они позволяют определить вес того или иного транспортного средства автоматически, во время его движения. Конечно, такое нововведение в первую очередь стало полезным для дорожной инспекции, так как позволяет быстро определять нарушителей без проведения времязатратных дополнительных процедур.

В статье мы разберем основные правила российского весового контроля. Рассмотрим, как он осуществляется, что по этому поводу должен знать каждый водитель.

Новые правила весового контроля (2021)

Весовой контроль транспортных средств (ТС) в 2021 году осуществляется с учетом новых требований, часть из которых скоро должна вступить в силу. Рассмотрим, какие ключевые положения законодательства следует учитывать эксплуатантам транспортных средств.

Новые правила проезда автоматического весового контроля с 1 сентября 2021 года

WhatsApp

В Российской Федерации опубликован новый нормативно-правовой акт, вводящий в действие правила проезда пунктов автоматических рамок весового контроля. Данный документ вступает в законную силу с 1 сентября 2021 года и действует до той же даты 2027 года – ровно 6 лет. В данной статье рассмотрим, какие вводятся правила передвижения для тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств через такие рамки, какие штрафы за их нарушения и какие в целом изменения произошли по этой теме.

Правила работы автоматических пунктов весового и габаритного контроля с 17 января 2021 года

Пункт весового контроля

С 17 января 2021 года вступают в силу изменения Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, связанные с проведением весового и габаритного контроля транспортных средств.

Напомню, что в настоящее время нормативные документы устанавливают максимальные значения размеров и массы транспортных средств. Превышать указанные значения можно только при наличии специального разрешения. А если разрешения у автомобиля нет вообще, либо превышено указанная в разрешении цифра, то водитель и собственник могут получить довольно серьезные штрафы.

Изменения от 17 января 2021 года относятся в первую очередь к грузовым автомобилям, т.к. именно их проверяют на соответствие разрешенным значениям массы и габаритных размеров.

Законодательное регулирование

Система контроля веса грузового автомобильного транспорта во время его движения была введена 1.10.2016. В чем ее суть? Она позволяет своевременно определять те грузовые ТС, чей вес превышает установленные государственные нормы.

Были разработаны и специальные памятки водителю по весовому контролю. В таком документе автовладелец может узнать следующее:

  • Пределы массы для различных транспортных средств.
  • Описание процедуры взвешивания авто.
  • Ответственность за нарушение установленных норм.

Познакомимся с наиболее важными положениями из этой памятки.

весовой контроль авто

Новые правила весового контроля 2021 года: как применять

Правительство России Постановлением от 04.05.2021 № 710 утвердило Правила движения тяжеловесных и крупногабаритных машин в зоне автоматического (то есть, проводимого с помощью автоматизированных рамок, через которые проезжает автомобиль) весогабаритного контроля. Документ вступает в силу с 1 сентября 2021 года. Необходимость принятия документа обусловлена обновлением п. 9 и 9.1 ст. 31 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, которые в действующей редакции применяются на основании недавно принятых Законов от 02.07.2021 № 336-ФЗ и от 20.07.2020 № 239-ФЗ.

Кроме этого, уже приняты и действуют с 1 января 2021 года Правила осуществления весогабаритного контроля, утвержденные приказом Минтранса России от 31.08.2020 № 348. Ранее действовавший документ аналогичного назначения — приказ Минтранса от 29.03.2018 № 119, отменен с 1 января 2021 года (Постановление Правительства России от 26.10.2020 № 1742).

Таким образом, к 1 сентября 2021 г. предприятиям, эксплуатирующим тяжеловесные и крупногабаритные машины, необходимо изучить новые правила проезда (весового контроля) через автоматические контрольные пункты. Рассмотрим ключевые положения новых Правил, утвержденных Постановлением № 710.

Что за новый закон о ПДД для весового контроля?

Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №710 от 4 мая 2021 года “Об утверждении правил движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств“.

Данное ППРФ издано во исполнение Федерального закона Об автодорогах и дорожной деятельности. В частности, в угоду статьи 31 данного ФЗ, которая устанавливает, что для движения “негабаритных” и тяжеловесных грузовых автомобилей по дорогам в России возможно только со специальными разрешениями. В свою очередь, другой документ – Приказ Минтранса №343 предъявляет определённые требования и ограничения для их передвижения.

Именно в целях контроля за соблюдением законности при езде тяжёлых или больших машин создаются специальные рамки весового контроля, которые с недавних пор стали работать в том числе и в автоматическом режиме. А для их оптимальной работоспособности власти и придумали обсуждаемое нами в статье Постановление Правительства.

В настоящее время оно подписано Мишустиным, официально опубликовано и ожидает вступления в законную силу.

Остановка машины

Начнем разбирать осуществление весового контроля. Остановка машины должна происходить согласно следующим правилам:

  • После остановки авто инспектор обязан поздороваться с водителем ТС, представиться ему и предъявить собственное удостоверение. Затем он проверяет документы автовладельца. Далее проводится сама процедура взвешивания. Ее результаты вносятся дорожным инспектором в специальную документацию.
  • В том случае, когда инспектор ДПС превысил свои полномочия, водитель имеет право потребовать номер телефона его дежурной части или руководства. Возможно совершить звонок в СПО или правозащитникам.
  • Согласно действующим правилам весового контроля, для данной процедуры возможно останавливать авто только в локациях с дорожным знаком 7.14.
  • У водителя есть полное право требовать от инспектора дорожной полиции документ на применяемое весовое оборудование. Если же при должностном лице не имеется такой бумаги, то его действия расцениваются уже, как административное правонарушение.
  • Все законодательные нормы, собственные замечания сотрудник дорожной полиции должен объяснять четко, внятно, спокойно и доброжелательно.

Решение об остановке того или иного авто принимается инспектором в результате подачи автоматизированной системой контроля сигнала, свидетельствующего о превышении ТС норм по весу. Поэтому при остановке грузовой машины инспектор обязательно должен показать ее водителю пометку в протоколе, свидетельствующую, что система обнаружила нарушение.

организация весового контроля

Когда начинает действовать?

Ответ на данный вопрос содержится в официальной трактовке ППРФ – дата вступления в законную силу: 1 сентября 2021 года. Именно с этого дня все водители тяжеловесных и крупногабаритных грузовиков обязаны соблюдать требования этого Постановления.

Но данный документ имеет и окончание своего действия, которое приходится на 1 сентября 2027 года.

Новые ПДД для проезда пунктов автоматических рамок весового контроля ГИБДД

Новые правила весового контроля: движение через рамки

В отношении процедуры автоматического весового контроля для грузовых автомобилей Правила, установленные Постановлением № 710, предписывают осуществлять следующее:

1. Обозначать въезды в зону автоматического контроля ТС и выезды из нее дорожными знаками (п. 2 Правил).

2. Не допускать в зоне контроля (п. 3 Правил):

  • разворот, остановку ТС;
  • использование фары-прожектора, фары-искателя при движении на ТС.

3. Водителю ТС в зоне контроля необходимо обеспечивать:

  • движение в пределах только одной полосы (в т.ч. не выезжать на встречную полосу либо на полосу, не предназначенную для движения ТС, и на обочину) за исключением случая, когда ширина машины превышает ширину полосы;
  • соблюдение дистанции до ТС, следующего впереди, не менее 20 метров.

К тяжеловесным ТС, на которые распространяются рассматриваемые правила проезда рамок весового контроля, относятся ТС, у которого масса (с грузом или без груза) либо нагрузка на ось больше допустимой массы ТС (или нагрузки на ось). Крупногабаритное ТС – авто, габариты которых с грузом или без него превышают установленные габариты (п. 17, 18 ст. 3 Закона № 257-ФЗ). Критерии (масса, осевая нагрузка, габариты) для тяжеловесных и крупногабаритных ТС приведены в приложениях № 1, 2 и 3 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства России от 21.12.2020 № 2200.

Порядок проведения габаритного и весового контроля, правила взвешивания ТС установлены приказом Минтранса № 348. Рассмотрим ключевые положения документа.

Поведение водителя

Если ваше ТС было остановлено по причине проведения весового контроля, то вы должны подготовить следующее:

  • Документацию, необходимую для проведения соответствующего контроля.
  • Рекомендации о перевозке груза.

Во врем проверки водителю не запрещается пользоваться средствами аудио- и видеофиксации информации. К примеру, камерой смартфона или диктофоном. Инспектор не имеет права запретить это делать. Исключение – только для тех локаций, где съемка запрещена. Об этом инспектор должен вас заранее предупредить.

Но водителю не нужно забывать и о том, что у инспектора также есть право вести видеосъемку и аудиозапись проверки.

Какие новые правила проезда рамок весов?

И это, пожалуй, самый маленький по объёму нормативно-правовой акт, который мы когда-либо публиковали на нашем сайте. Тем не менее, требования в нём содержатся довольно чёткие, а за их нарушения водителей ожидают штрафы ГИБДД.

Давайте рассмотрим изменения в порядке проезда пунктов автоматического весового контроля!

Действуют ли новые правила для легковых и обычных грузовых автомобилей?

Нет. Само название правового акта говорит о том, что оно регулирует проезд автоматических рамок весов именно для водителей особых грузовых машин. То есть оно действует на 2 вида техники:

  1. на крупногабаритный транспорт при проезде пунктов весового контроля,
  2. а также на тяжеловесные автомобили при проезде в зоне автоматических рамок.

Что касается действия новых правил в пространстве, то в Постановлении говорится о соответствующих требованиях и запретах касательно некой “зоны” поста весового контроля. Но что означает эта зона, не указывается.

Тем не менее, ответ мы можем найти в законе. Пункт 16.4 статьи 31 ФЗ №257 намекает нам на то, что зоной автоматического пункта весов является территория, обозначенная, соответственно, дорожными знаками.

Весовой контроль: основные правила

Как следует из п. 4 и 5 Правил, утв. Приказом № 348, существует 3 типа объектов, на которых Ространснадзором осуществляется такой контроль — стационарные, передвижные и автоматические (в отношении объектов третьего типа действует Постановление № 710). На стационарных и передвижных объектах возможны 3 способа контроля (п. 7 Правил):

  • визуальный;
  • инструментальный;
  • документальный.

На автоматических пунктах измерения проводятся с помощью различных специальных технических средств с функциями фото- и видеозаписи (п. 24 Правил). Специфика автоматической проверки в том, что по ее итогам составляется акт результатов проведения измерений весовых и габаритных параметров ТС, подписываемый квалифицированной ЭЦП (п. 33 Правил). В общем случае составление акта по итогам применения средств в рамках инструментального контроля регулируется положениями п. 27- 29 Правил.

Акт составляется в трех экземплярах и подлежит передаче (п. 30 Правил):

  • должностному лицу Ространснадзора;
  • владельцу автодороги, на которой осуществлялся контроль;
  • водителю ТС.

Акт дополняется документами, указанными в п. 22 Порядка, которые по требованию представителя Ространснадзора предъявляет водитель транспортного средства:

  • спецразрешением на движение машины (при наличии);
  • документами на транспортируемый груз;
  • водительским удостоверением;
  • регистрационными документами на ТС.

В деталях процедура осуществления весогабаритного контроля ТС прописана в Административном регламенте Ространснадзора, который утвержден приказом Минтранса от 21.07.2011 № 193. Как следует из положений приказа от 20.08.2020 № 317, его скоро должны заменить на новый регламент. В соответствии с регламентом, взвешивание ТС осуществляется в течение 10 минут. Акт по итогам процедуры должен быть составлен в течение 5 минут. Общее время проведения весогабаритного контроля одного автомобиля не должно превышать 20 минут (п. 17, 24 Административного регламента).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Какие авто обязаны пройти контроль?

Автовладельцам, в первую очередь, интересно, какие транспортные средства должны пройти через процедуру весового контроля. Ответ можно найти в Правилах данной процедуры:

  • Весь автотранспорт, у которого нагрузка на ось превышает 6 тонн.
  • Весь спектр грузовых автомобилей, общий вес которых более 20 тонн.

служба весового контроля

Тестовый режим пунктов автоматического контроля

Рассмотрим часть 16 5 статьи 31:

16 5 . Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств посредством автоматического пункта весового и габаритного контроля не допускается без установления периода его тестовой эксплуатации, в течение которого обеспечиваются фиксация весовых и габаритных параметров транспортных средств и размещение владельцами автомобильных дорог, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании “Российские автомобильные дороги”, Государственной компанией “Российские автомобильные дороги” на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (в случае фиксации превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств) соответствующей информации без ее передачи в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Продолжительность периода тестовой эксплуатации, порядок ее проведения, включая порядок информирования собственника (владельца) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и (или) водителя, управляющего таким транспортным средством, о результатах соответствующих измерений, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Данный абзац говорит о том, что при организации нового автоматического пункта весового и габаритного контроля это пункт должен некоторое время проработать в тестовом режиме.

В течение тестового периода пункт контроля проводит проверки массы и габаритных размеров транспортных средств, а информация о проверках размещается на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом данные не передаются в органы государственного контроля, то есть даже в случае выявления нарушения штрафы не накладываются.

После окончания тестового периода пункт весового и габаритного контроля работает в нормальном режиме (с вынесением штрафов).

В заключение хочу отметить, что введение автоматических пунктов контроля должно помочь дольше сохранить автомобильные дороги в хорошем состоянии, т.к. движение перегруженных автомобилей оказывает негативное влияние на состояние дорожного покрытия.

Как происходит взвешивание?

Разберем порядок весового контроля автомобилей на передвижных точках по российским дорогам:

  • Инспектор имеет право определять вес транспортных средств только на специализированном оборудовании. Сегодня это весы ВА-20П. Данное оборудование должно обязательно соответствовать ГОСТ-Р 53228-2009.
  • Допустимая погрешность производимых измерений – 20 кг в большую и меньшую сторону.
  • Организация весового контроля в передвижном пункте должна полностью соответствовать следующим нормативным актам: ФЗ “О соблюдении единства измерений” № 102 и Приказу Министерства внутренних дел “Перечень проверочных средств” № 1014.

Проведение данной процедуры полностью бесплатно для водителей. Ее максимальная продолжительность (вместе с оформлением документов) – 20 минут. По результатам проверки оформляется две бумаги – одна из них остается у водителя. Инспектор переправляется данные о нарушении в госавтоинспекцию, Федеральное агентство надзора.

Автовладелец может обжаловать результат весового контроля для ТС в Роспотребнадзоре. Возможно подать и исковое заявление.

система весового контроля

Допустимый вес на ось

Теперь перейдем к максимально допустимым значениям для транспортных средств. Служба весового контроля опирается в своих измерениях на следующие величины, продиктованные законодательством:

  • Если у транспортного средства имеется две оси, максимально допустимый его вес – 18 т.
  • Если у автотранспорта три оси, наибольший разрешенный вес – 25 т.
  • Если у грузового транспортного средства четыре оси, максимальный его вес – 32 т.
  • Для пятиосного грузового транспорта наибольший допустимый вес – 35 т.

Памятка водителям устанавливает промежуток весового предела на оси при их одиночном расположении с расстоянием (между самими осями) 2,5 метра и более. Это 5,5-11,5 тонн.

Перспективы развития

Если обратиться к последним новостям, то можно узнать о перспективе введения на отечественных дорогах полностью автоматизированных пунктов весового контроля авто. Такая инновация уже была успешно опробована. Оттого подобных пунктов создается все больше. В планах – заменить ими все существующие стационарные и выездные контрольные пункты.

Главное удобство автоматизированных систем в том, что для проверки веса ТС его не обязательно останавливать, тратить время и водителя, и дорожного инспектора. Вес машины специальное оборудование фиксирует во время ее движения по трассе. Также подобное нововведение позволяет вовремя фиксировать нарушителей.

осуществление весового контроля

Весовой контроль вводится в отношении крупногабаритного грузового транспорта. Есть специальные правила его проведения, обязательные для исполнения инспекторами. Они сосредоточены в памятке, разработанной для владельцев транспортных средств. Ее важные положения мы разобрали в статье.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий