Содержание
- ГБО Метан плюсы и минусы
- Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
- Газовые баллоны метан на авто (размеры, цена, типы)
- Сколько составляет срок годности и каковы условия хранения газового баллона?
- Какие бывают автомобильные газовые баллоны для ГБО метан
- Плюсы и минусы метана в качестве топлива для автомобиля
- Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
- Отличие давления пропана и метана
- Виды баллонов для метана
- Время годности по ГОСТу
- Метановые баллоны для легкового автомобиля
- Как узнать эти сведения, где находится дата выпуска?
- Какое давление метана в баллоне авто
- Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
- Что безопасней газ или бензин
- Преимущества метана
- Цена и размеры метановых баллонов первого типа
- Кто устанавливает период службы?
- Сколько метана входит в баллон
- Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
- Опасность ГБО при аварии
- Баллоны ГБО метан
- Период эксплуатации: сколько составляет для композитного и иных?
- Срок службы метанового баллона
- Недостатки газового топлива
- Последние переведённые на газ автомобили
- Условия хранения
- Маркировка
- Пропан-бутан
- Коррекция зажигания
- Период хранения газа в емкостях
- Безопасность
- Заключение
- Аттестация и переосвидетельствование
- Когда не пригодны для использования?
ГБО Метан плюсы и минусы
Функционирование газо-баллонного оборудования существенно проще бензиновой топливной системы. В автомобиль устанавливается металлический баллон, наполненный газом. Газ из него под определенным давлением поступает в редуктор, прогретый охлаждающей жидкостью. Газ испаряется, попадая в дозатор и далее в смеситель. Насыщенный воздухом газ проникает в камеру сгорания, где сгорает полностью, равномерно и медленно, что способствует более тихой и мягкой работе двигателя и уменьшает его шумовой фон на 3-8дБ.
ДВС на газовом топливе отработает в 1,5-2 раза дольше до капитального ремонта.
Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане
Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.
Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.
В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.
Газовые баллоны метан на авто (размеры, цена, типы)
Многие автомобилисты и, в первую очередь, владельцы такси, стремясь сэкономить устанавливают на свои авто газ метан. Эксплуатация автомобиля на природном газе, в некоторых регионах страны, является значительно дешевле, нежели езда на пропане. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что из себя представляют метановые баллоны. Разберем какие размеры они имеют, из чего делаются, какое давление выдерживают. И главное, баллоны из какого материала являются наиболее безопасными.
Сколько составляет срок годности и каковы условия хранения газового баллона?
Газовым баллоном называют сосуд, в котором под давлением находится газ: пропан, бутан, метан, кислород и др. Эксплуатация изделия представляет некоторую угрозу для жизни и здоровья человека, поэтому достаточно жестко регламентируется со стороны государства. Законодательством установлены специальные требования к правилам обслуживания, эксплуатации и срокам, через которые изделие следует утилизировать.
Какие бывают автомобильные газовые баллоны для ГБО метан
Одной из основных деталей метанового ГБО является емкость для хранения CNG топлива. Баллоны для метана на авто различаются не только по объёму и размерам, их главное отличие кроется в материалах и технологии производства. От правильного подхода к выбору газового бака зависят, уровень безопасности, оптимальный запас хода, а также грузопассажирские характеристики транспортного средства.
Плюсы и минусы метана в качестве топлива для автомобиля
Автомобиль на метане
Метан – газ природного происхождения, который легче воздуха и при утечке зависает в воздухе и легко перемещается дуновением ветра. Именно метан используют в домашних плитах и дачных котлах обогрева.
Поскольку газ метан не обладает свойством сжижаться, его хранят в баллонах под большим давлением в 200 атм. с утолщенными стенками из композитного сырья или из легированной стали. Подобные баллоны тяжелы, что исключает возможность крепления баллонов для метана на днище автомобиля натяжными лентами. Устанавливаются они на особую конструкционную панель, смонтированную к раме машины несколькими точками креплений. Такая непростая процедура и специальные баллоны для хранения метана значительно увеличивают стоимость перевода автомобиля на метан. Ещё одним неприятным моментом будет невозможность поставить баллон в углубление для запасного колеса.
Баллоны для метана производятся только цилиндрической формы.
Поскольку баллоны для хранения метана производят толстостенными, вес их начинается с 63 кг на 12,5 куб. метров газа внутри. При таком объеме газа в баллоне на обеспечение максимального пробега при одной заправке понадобится установить на автотранспорт минимум три баллона, содержащих метан.
На легковых автомобилях это условие значительно уменьшает полезное пространство багажного отделения. Отзывы об использовании метана на автомобиле гласят, что удобнее и целесообразнее покупать ГБО, работающее на метане, на грузовой и пассажирский автотранспорт. Единственным недостатком будет уменьшение грузоподъемности.
Топливомером газа метана в баллоне является манометр с рабочим давлением от 0 до 400 бар.
Измеряется метан в кубических метрах: 1 куб.м. равен 1,2 литра бензина.
Расход метанового топлива на автомобиле в смешанном цикле:
-
При бензиновом расходе 10л/100км, расход метана составит 9 куб.м./100км При бензиновом расходе 15л/100км, расход метана составит 15 куб.м./100км
В Европе метановое топливо очень популярно, в частности, за его экологичность. Многие известные европейские автопроизводители предлагают приобрести легковые автомобили, грузовой автотранспорт и пассажирские автобусы на метане с завода. Жителям РФ придётся перегонять такую машину на территорию проживания, поскольку дилеры не продают подобные варианты в центрах. Возможно приобрести подержанный заводской автомобиль на метане. Определяют такие автомобили по добавке в название модели: CNG, NGT, Natural Gas, Eco Fuel, Bi-Fuel. Топливная система в заводских автомобилях на метане двойная: газовая и бензиновая, однако объём бензинового топливного бака в большинстве случаев уменьшают на 10-20 литров для большей вместимости газа.
Возможен ли взрыв газового оборудования в машине
Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.
Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.
Отличие давления пропана и метана
Пропан — нефтяной газ, находящийся в сжиженном состоянии. Для того, чтобы его транспортировать, необходимо создать давление в 10-15 атмосфер. Для этого достаточно, чтобы он был помещен в баллоны, толщина стенок которых составляет 4-5 мм.
Метан — природный газ. Простейший углеводород без цвета и запаха. Чтобы почувствовать его утечку, в него добавляют одоранты, которые придают ему запах газа. Он плохо растворяется в воде, при этом гораздо легче воздуха.
Транспортируют метан под давлением в 230 атмосфер. Такое высокое давление требуется для того, чтобы в один литр объема поместилось достаточно газа для сравнимого с бензином расхода при работе двигателя. Без этих мер объем газового баллона пришлось бы увеличить в тысячу раз.
Чтобы выдержать высокое давление метан хранят в более толстостенных баллонах. Такая тара весит гораздо больше, чем баллоны для пропана, а значит, использование метана в легковых автомобилях не так удобно.
Баллоны для метана в разрезе. Толщина стенки 2-3 см против 4-5 мм у пропановых баллонов
Метан входит в состав природных, а также попутных нефтяных, рудничных и болотных газов. После себя метан не оставляет никаких продуктов сгорания, кроме углекислого газа и воды, а потому не загрязняет атмосферу. Если в квартире даже целый день будут гореть метановые горелки (а именно на этом газе работают наши газовые плиты), то люди, находящиеся в жилом помещении, вряд ли это заметят.
Следует также учесть тот факт, что использование метана предъявляет высокие требования к безопасности эксплуатации автомобиля.
Виды баллонов для метана
В зависимости от материалов изготовления, автомобильные ёмкости для компримированного природного газа (КПГ) разделяют по типам:
Тип 1 (КПГ-1) — цельнометаллические сосуды из легированных либо углеродистых сталей, с толщиной стенки 5.5-9.5 мм (толщина зависит от объёма бака). Имеют бесшовную конструкцию и изготавливаются преимущественно из стальных труб методом горячей закатки. После формовки днища и горловины, баллон проходит ряд этапов:
- термообработка (нормализация) для придания прочностных свойств
- охлаждение
- механическая обработка со сверлением отверстия под вентиль
- нарезание конусной резьбы
- очистка, удаление окалин
- испытания (гидравлическое, пневматическое, ультразвуковое)
- маркировка
- окраска
Также производятся облегченные баллоны CNG-1 методом глубокой вытяжки из листовой стали (без сварных швов). Такие емкости имеют все необходимые прочностные параметры, но при этом их вес снижен до 20% по отношению к сосудам из труб.
Баллоны первого типа считаются очень надёжными, относительно не дорогими, однако они самые тяжёлые.
Тип 2 (КПГ-2) – металлопластиковые баллоны. Изготавливаются из более тонкой стали (4,8-6 мм). Прочность достигается за счет внешнего армирования. Упрочнение происходит методом непрерывной намотки полимерного материала (арамидные, стеклянные, углеродные волокна) на цилиндрическую часть лейнера (корпуса).
Металлокомпозитные ёмкости CNG-2 достаточно надёжны, имеют сравнительно небольшой вес. Их минус – это относительно высокая цена.
Тип 3 (КПГ-3) – емкости с металлическим лейнером из легких алюминиевых сплавов с наружной сплошной обмоткой полимерными материалами. Баллоны CNG-3 являются одними из самых лёгких и дорогих.
Тип 4 (КПГ-4) – композитные баллоны для метана имеют не металлический (пластиковый) лейнер с полимерной оболочкой по всей поверхности. Для горловины используется металлическая закладная. Ёмкости CNG-4 сверхлегкие, но очень дорогие.
Время годности по ГОСТу
Срок эксплуатации газовых баллонов определен несколькими ГОСТами:
-
Пунктом 9.2 ГОСТа 15860 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа» (введен в действие 30.06.85 г.) определен срок гарантийной эксплуатации – 2,5 года.
Метановые баллоны для легкового автомобиля
Первое, что хочется отметить, так это то, что на метановом баллоне экономить не стоит. Если Вы собираетесь переоборудовать свой автомобиль на метановое топливо в обязательном порядке покупайте новый баллон.
Помните! метан хранится и работает под высоким давлением, а значит резервуар под него должен быть прочным, не иметь видимых повреждений и следов коррозии.
В обязательном порядке необходимо проходить освидетельствование баллона один раз в 3-5 лет.
Для легкового автомобиля Вы можете выбрать любой из существующих типов газовых хранилищ. Автор статьи, для своего личного автомобиля, предпочел бы тип 1. Пусть он несколько тяжелее, но имеет достойный срок службы и технические характеристики, которые превышают другие современные типы. Новый резервуар прослужит не менее 10 лет без видимых коррозийных процессов.
Также хотим обратить внимание на то, что после 55 взрывов композитных газовых баллонов типа 2-4 в Узбекистане, эти типы были запрещены для использования. На текущий момент единственным разрешенным в стране является тип 1.
В России пока таких запретов на использование не вводилось. Но стоит отметить, что подавляющее большинство автомобилей, которые пострадали от взрыва природного газа, были оборудованы именно композитными газовыми баллонами.
Как узнать эти сведения, где находится дата выпуска?
Чтобы каждый пользователь имел прямой доступ к исчерпывающей информации о сроке годности и дате выпуска баллона, ее наносят на его верхний торец. Маркировка имеет сведения в виде группы из 6 цифр, где первые 4 цифры обозначают месяц и год изготовления, а последние две – год, в котором изделие подлежит первой аттестации. Внеплановые проверки проводятся после ремонта и не могут прогнозироваться производителем.
Сегодня производитель наносит год производства прямо на корпус емкости, делается это с помощью стойкой краски или оттиска. Например, цифры 09 означают 2009 год, 13 – 2013 год и т.д.
Новые правила предполагают, что разрешенный срок эксплуатации должен вноситься производителем в паспорт изделия, как и вся информация о проведенных аттестациях и освидетельствованиях.
Образец срока годности газового баллона на фото:
Какое давление метана в баллоне авто
Метан при нормальном атмосферном давлении и температуре окружающего воздуха находится в газообразном состоянии. Поэтому для хранения необходимого количества газового топлива в ёмкостях машины, требуется уменьшать его объём методом компримирования, т.е. сжатием.
Регламентированное рабочее давление сжатого природного газа (СПГ) в баллонах автомобиля составляет 20-25 МПА (197-247 атмосфер или 200-250 бар).
Циклическая долговечность сосудов позволяет выдерживать нагрузки от заправок не менее 1000 раз за 1 год эксплуатации. Запас прочности КПГ баков в 2,4 раза превышает рабочее давление, т.е. разрушающее давление составляет не менее 48МПа.
Стоит отметить, что тороидальных баллонов для метана не существует, их производят только для пропана.
Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.
Штраф за наезд или пересечение стоп линии
Штраф за вождение автомобиля в нетрезвом виде
Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.
В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.
Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью – намного больше, чем продающих метан.
Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.
При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.
ГБО требует тщательного и частого технический осмотра.
Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.
Что безопасней газ или бензин
Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.
Видео эксперимент, поджог бака с бензином:
Преимущества метана
Используя метан в качестве топлива на автомобиле, можно добиться следующих положительных моментов:
- Октановое число метана — 130, это выше, чем у самого чистого бензина;
- Финансовая экономия — природный газ дешевле продуктов переработки нефти;
- Метан чище. Это означает увеличение срока эксплуатации транспортного средства и долговечность использования двигателя.
- Транспорт, который работает на газе, выбрасывает в окружающую атмосферу меньше всего отработанных газов.
- Снижение выбросов, возникающих в момент заправки топливного бака, а также общее снижение количества выбросов углекислого газа.
Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном
Цена и размеры метановых баллонов первого типа
Самыми распространенными по-прежнему являются метановые баллоны первого типа. Их цена зависит от размера и вместимости и, на текущий момент времени, составляет:
Объем (литры)
Размер (мм)
Цена ($)
- Второй тип можно приобрести по цене примерно равной $7 за литр;
- Третий тип $8-8.50 за литр;
- Четвертый, самый дорогой на текущий момент стоит около $18 за 1 литр.
Кто устанавливает период службы?
Как уже упоминалось выше, пункт 4.1.3 ГОСТа Р ИСО 11439-2014 определяет, что ответственным лицом, устанавливающим позволенный срок службы газового баллона, является сам производитель. Данные наносятся на изделие или в паспорт, единственное условие – длительность службы не должна превышать 20 лет.
Сколько метана входит в баллон
Объём КПГ измеряется кубическими метрами (м³). Зная давление в баллоне, которое показывает штатный манометр, а также температуру окружающей среды можно рассчитать наполнение емкости самостоятельно.
Так при давлении 200 бар и t равной от -30 до +40°C в 50 литровый баллон входит 11,63-14,93 кубов метана.
Узнать вместимость любого другого метанового бака можно по формуле:
V/k=количество CNG (м³)
где, V-объём баллона, k-коэффициент, который узнаем из таблицы.
Таблица для расчёта вместимости CNG в одном баллоне объёмом 50 литров, м³ | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Давление КПГ в баллоне, МПа (кг/см²) | Температура окружающей среды, °C | |||||||
-30 | -20 | -10 | 0 | +10 | +20 | +30 | +40 | |
10 | 0.55 | 0.55 | 0.54 | 0.53 | 0.53 | 0.53 | 0.52 | 0.52 |
20 | 1.15 | 1.12 | 1.16 | 1.1 | 1.09 | 1.07 | 1.06 | 1.04 |
30 | 1.79 | 1.7 | 1.7 | 1.69 | 1.65 | 1.63 | 1.61 | 1.57 |
40 | 2.41 | 2.33 | 2.3 | 2.27 | 2.22 | 2.17 | 2.15 | 2.13 |
50 | 3.2 | 3.05 | 2.98 | 2.94 | 2.84 | 2.81 | 2.75 | 2.72 |
60 | 4.05 | 3.76 | 3.66 | 3.57 | 3.53 | 3.45 | 3.41 | 3.27 |
70 | 5 | 4.61 | 4.43 | 4.32 | 4.17 | 4.07 | 4.02 | 3.89 |
80 | 6.45 | 5.71 | 5.33 | 5.2 | 4.88 | 4.76 | 4.65 | 4.55 |
90 | 7.63 | 6.72 | 6.25 | 5.92 | 5.63 | 5.49 | 5.29 | 5.17 |
100 | 8.77 | 7.69 | 7.24 | 6.76 | 6.49 | 6.25 | 5.95 | 5.81 |
110 | 9.82 | 8.59 | 7.97 | 7.53 | 7.24 | 6.96 | 6.63 | 6.47 |
120 | 10.91 | 9.38 | 8.95 | 8.45 | 8 | 7.79 | 7.32 | 7.14 |
130 | 12.04 | 10.16 | 9.85 | 9.29 | 8.78 | 8.33 | 8.02 | 7.83 |
140 | 12.18 | 11.11 | 10.77 | 10.14 | 9.59 | 9.09 | 8.75 | 8.54 |
150 | 13.16 | 11.9 | 11.36 | 10.87 | 10.27 | 9.74 | 9.38 | 9.15 |
160 | 13.79 | 12.5 | 12.12 | 11.43 | 11.11 | 10.39 | 10.13 | 9.76 |
170 | 13.93 | 13.28 | 12.69 | 11.81 | 11.49 | 10.9 | 10.63 | 10.37 |
180 | 14.29 | 13.64 | 13.24 | 12.5 | 12 | 11.54 | 11.25 | 10.98 |
190 | 14.62 | 14.18 | 13.57 | 12.84 | 12.5 | 12.03 | 11.59 | 11.18 |
200 | 14.93 | 14.29 | 13.81 | 12.99 | 12.66 | 12.5 | 12.19 | 11.63 |
Пример для бака на 100 литров:
Проверяем показание манометра ГБО, допустим 200 бар. Температуру за бортом возьмем +20°C. Смотрим в таблицу на пересечение этих данных и находим цифру 12,5. Далее 50л/12,5=4 – это и есть искомый коэффициент. Затем 100л/4=25. Таким образом, получается, что в 100л баллоне при t=20°C помещается 25 кубов метана.
Сколько можно проехать на таком объёме КПГ, мы уже подробно разбирали в статье о сравнении двух видов газового топлива метана и пропана.
Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Опасность ГБО при аварии
Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.
Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:
Баллоны ГБО метан
Баллоны для метана должны иметь более прочные стенки, нежели для пропановых резервуаров. Связано это с высоким давлением, под которым содержится природный газ. Давление в баллоне достигает порядка 220 атмосфер. Стенки баллона гбо для метана должны иметь толщину от 0,6 см и выше. Коррозия и следы механического воздействия недопустимы!
Чтобы максимально увеличить прочность такого баллона используют бесшовную конструкцию. Зачастую вес баллона ГБО для метана начинается от 60 кг, а объем газа, который может быть размещен в резервуаре, находится в пределах от 11 до 15 кубометров.
Еще одним отличием от привычного пропана является форма баллона – для метана баллон должен быть исключительно цилиндрический. Использование тороидальных баллоном в этом случае недопустимо.
Крепятся метановые баллоны максимально надежно, в местах вероятных трений устанавливают специальные прокладки, которые со временем нужно менять, предотвращая трения баллонов.
Баллоны для ГБО метан проходят множество предпродажных подготовок и испытаний, которые включают поджог баллона, огнестрельный выстрел, падение с высоты и прочее.
Цена баллона ГБО для метана колеблется в пределах сотен долларов, что значительно превышает цену на баллоны пропана.
Период эксплуатации: сколько составляет для композитного и иных?
На срок бесперебойной службы сосуда влияют такие факторы:
- материал, из которого изготовлен;
- дата изготовления;
- соответствие правилам эксплуатации;
- правильность заправки;
- вид изделия (промышленный, бытовой, туристический, автомобильный, медицинский);
- газ, которым наполнен.
О сроках эксплуатации баллонов в зависимости от их видов и наполнения подробнее в таблице, единицы измерения представлены в годах.
Вид/Наполнение | Кислород | Водород | Гелий | Аргон | Пропан | Метан | Бутан |
Промышленный | 1,5 | 3 | 2 | 1,5 | – | – | – |
Бытовой | – | – | – | – | не ограничен | – | – |
Автомобильный | – | – | – | – | не ограничен | 15 | – |
Туристический | – | – | – | – | не ограничен | – | 10 |
Медицинский | 1,5 | – | – | – | – | – | – |
(«-» в таблице означает, что указанный баллон не наполняется таким газом).
Если говорить о видах баллонов, то сроки эксплуатации промышленных и бытовых не отличаются, так как по сути являются одним и тем же. Единственное отличие, в промышленных целях не используются малогабаритные сосуды.
Срок службы метанового баллона
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 11439-2014 срок службы, в течении которого эксплуатация КПГ емкостей считается безопасной, устанавливается изготовителем, но этот период не должен превышать 20 лет со дня производства.
По факту практически все производители автомобильных сосудов под метановое топливо устанавливают срок службы на свою продукцию 15 лет. Заводам разрешается проставлять дату истечения срока непосредственно при отгрузке товара.
К тому же на протяжении всего срока эксплуатации необходимо обязательно проходить периодическое освидетельствование баллонов:
- первый тип не реже одного раза в 5 лет. Также это условие касается и емкостей из листовой стали, что является их преимуществом перед композитными ёмкостями
- типы 2,3,4 не реже одного раза в 3 года.
Недостатки газового топлива
Заправка авто газом
-
неприятным недостатком газа будет невозможность завести двигатель на газу зимой при больших отрицательных температурах. Решением станет запуск двигателя автомобиля с бензинового топлива, а по достижению прогрева мотора до 30 градусов подключают ГБО; страдает мощность двигателя, она уменьшается на 7-10% с использованием пропана и на 20% при использовании метана; существенный недостаток – опасность газового топлива. Опасна именно утечка газа при повреждении баллона или несвоевременной проверке технического состояния системы. Не меньшую опасность, при исправном состоянии ГБО, представляют аварии с участием автомобилей на газовом топливе; большой вес баллонов сокращает грузоподъемность автотранспорта. Ресурс багажного отделения легковых автомобилей значительно уменьшается при оборудовании его несколькими газовыми емкостями. Для метана, в отличие от пропана, не изготавливают баллонов тороидальной формы, которые подходят в отделение для запасного колеса; цена монтажа ГБО на пропане на автомобиль в специальных центрах немалая. Метановое ГБО будет стоить чуть дороже. Так же возникнет необходимость перерегистрации документов на автомобиль с учетом внесения изменений в топливную систему; газовые заправки в нашей стране не настолько хорошо развиты, как бензиновые.
Последние переведённые на газ автомобили
С 1996 года установили газовое оборудование на 40 000 автомобилей в сервисных центрах в Москве и Санкт-Петербурге. См. фото техзоны сервиса
Условия хранения
При использовании изделий для хранения газа необходимо строго придерживаться правил по их эксплуатации.
-
Расположение бытовых газовых баллонов должно находиться за пределами здания, в пристройке. Размещать их следует в специальный шкаф или укутывать в «кожух», закрывая редуктор и верхушку самого сосуда. Материал шкафа или кожуха должен быть негорючего состава, место размещения – глуховой простенок. Минимальное расстояние, на котором баллон может находиться от входа – 5 м.
Запрещено:
- Запрещенные места для хранения газовых баллонов:
- внутри жилого дома, квартиры, комнаты, кухни;
- на пути эвакуации помещения;
- на цокольном этаже;
- в подвале или на чердаке;
- на балконе, лоджии.
- Если используется установка для сжигания горючего газа с подключенным к ней баллоном, запрещено проверять герметичность соединений, используя источники открытого огня (спички, зажигалки, свечи).
- Запрещено сушить вещи, волосы над газовыми плитами.
- Ни в коем случае нельзя ремонтировать баллон, в котором не исчерпан остаток газа.
- Запрещено хранить в одном помещении баллоны, наполненные горючим газом рядом с кислородными баллонами.
Маркировка
Помимо паспорта, каждый баллон должен иметь заводскую маркировку, которая наносится ударным способом клеймами или при помощи этикеток и содержит следующую информацию:
- «КПГ (CNG) ТОЛЬКО»
- «НЕ ИСПОЬЗОВАТЬ ПОСЛЕ XX/XXXX», где XX/XXXX месяц/год истечения срока службы
- товарный знак производителя
- индивидуальный серийный номер
- рабочее давление P, при температуре T, °C
- указывается стандарт, согласно которому произведен баллон
- слова «Использовать только предохранительное устройство, имеющее паспорт и маркировку изготовителя»
- дата изготовления
- дата следующего освидетельствования
- пробное давление Pпр, Мпа
- масса пустой емкости М, кг
- вместимость (литраж) V, л
- клеймо ОТК круглой формы.
Кроме этого баллон обязательно должен быть сертифицирован. Номер сертификата также указывается в маркировке. Не сертифицированная емкость сделает невозможной регистрацию ГБО.
Баллоны без паспорта или без маркировки, а также с неразборчивой обязательной информацией, к эксплуатации запрещены.
Пропан-бутан
Альтернативой метану считается СНГ (сжиженный нефтяной газ). На заправках его часто маркируют LPG (Liquified Petroleum Gas). Этот газ является побочным продуктом перегонки нефти. Он менее экологичен, нежели метан, но более эффективен в качестве автомобильного топлива.
Коррекция зажигания
Для более эффективного использования газовой смеси производят корректировку зажигания. Связано это с тем, что газ имеет более ввысоке октановое число, а сгорает чуть медленнее. Поэтому для предотвращения прогара клапанов, увеличения динамики и снижения потребления топлива на автомобили с ГБО 4 поколения устанавливают вариатор угла опережения зажигания. В карбюраторных же автомобилях, которые оснащены ГБО первого или второго поколения, с той же целью, производится ручная корректировка трамблера, путем смещения его на определенный угол.
Период хранения газа в емкостях
Срок хранения газа в баллоне зависит от типа самого газа:
- Наибольшим периодом хранения выделяются пропан и бутан. Срок их хранения неограниченный, единственное условие нормальной сохранности – должно поддерживаться минимальное рабочее давление. В таком случае баллон можно использовать до полного его расхода.
- Такой газ, как ацетилен тоже отличается способностью долго храниться. Но в связи с его повышенной взрывоопасностью, перед наполнением баллонов таким газом их тщательно проверяют – взвешивают, определяют пористость. Эти показатели должны строго соответствовать установленным нормативам.
- Бутан подлежит использованию в течение 10 лет, дальше такой газ является просроченным.
- Срок хранения кислорода, аргона и азота совсем недолог. Разрешено эксплуатировать баллоны с таким наполнением не больше 1,5 лет (или 18 месяцев).
- У водорода, помещенного в баллон, срок службы немного дольше – 3 года.
- Гелий хранится в емкостях под давлением на протяжении 2 лет.
Безопасность
Установка ГБО метан требует повышенных мер безопасности, к которым относят:
- Выносное заправочное устройство, в обязательном порядке, устанавливается за пределами багажного отделения, как правило, над или под бампером.
- Исключается установка ВЗУ в лючок бензобака или в багажном отделении автомобиля.
- Повышенное внимание уделяется магистралям ГБО метан. Магистрали должны быть уложены в специальные вентиляционные рукава, а сам рукав должен оснащаться каналом выхода за пределы автомобиля.
- Магистрали должны иметь деформационные витки, которые способствуют предупреждению разрыва, деформации или протиранию вследствие вибрации.
На этом все, если же у Вас остались любые вопросы — смело задавайте их в комментариях кстатье.
Заключение
Если Вы хотите ездить дешево и безопасно, то это возможно лишь при соблюдении всех стандартов установки газобаллонного оборудования. Обязательно проверяйте метановые баллоны, которые установлены на Вашем авто в установленные сроки. А также проводите поверхностный визуальный осмотр раз в месяц.
При выявлении трещин, коррозии или других механических повреждений обратитесь к специалисту за консультацией, и при необходимости, замените газовый резервуар на новый. Ни в коем случае не заваривайте баллон сваркой, такая конструкция ненадежна и в обязательном порядке приведет к взрыву. Не рискуйте своей жизнью, и жизнями близких Вам людей. Удачи на дорогах, а если Вас есть какие-то мысли, предложения или комментарии обязательно делитесь ими под статьей.
Аттестация и переосвидетельствование
Чтобы эксплуатация технических газов и газосодержащего оборудования проходила беспроблемно, газовые баллоны следует проверять. Такие проверки называются аттестацией или переосвидетельствованием пригодности инвентаря для дальнейшей службы. Следует запомнить, что пренебрегать этим правилом – значит несерьезно относиться к собственной безопасности и безопасности окружающих людей.
Аттестация газовых баллонов – не прихоть контролирующих органов, а обязательная мера для своевременного обнаружения поломки, дефектов. Переосвидетельствование поможет предотвратить несчастные случаи не только на производстве, но и в быту.
Сроки проверок годности газовых баллонов зависят от материала, его наполнения, условий эксплуатации. Может составлять 2, 5 или 10 лет.
Процедура проверки выполняется в несколько этапов:
- Прием тары для исследования. Специалист проверяет комплектность, дату последнего освидетельствования, производит внешний осмотр. С помощью специальных приспособлений осматривают внутреннюю часть, снимают арматуру.
- Испытание на устойчивость к давлению. Это самый важный этап, который выявит дефекты, потенциальные риски. Если все в порядке, изделие сушат, устанавливают на место арматуру.
- Завершение — пескоструйная обработка и окрашивание краской особой консистенции, которая защищает от коррозии.
- Нанесение маркировки.
- Составление акта.
Когда не пригодны для использования?
Если при проведении ремонта обнаружатся грубые нарушения, баллон отправится на утилизацию:
- существенные наружные повреждения: вмятины, коррозия, трещины;
- отсутствие или нечеткость паспорта, маркировки;
- трещины на сварном шве в треть длины.
После истечения нормативного срока эксплуатации емкости утилизируют. Принимать их к заправке запрещено, несмотря на внешнюю целостность. Такие жесткие меры направлены на защиту пользователя: материал, который отслужил положенное время, начнет разрушаться в любой момент, сверхлимитная эксплуатация опасна. Кроме того, с указанными выше грубыми неисправностями также нельзя продолжать использование сосуда.
Чтобы использование газового баллона происходило в соответствии со всеми принятыми правилами безопасности, и возможность происшествия непредвиденной ситуации была исключена – периодически в четко установленный срок необходимо проходить аттестацию и переосвидетельствование на исправность. В случае выявления малейшего дефекта, баллон подлежит ремонту или изъятию для утилизации, в зависимости от степени повреждения.
У каждого баллона существует свой срок эксплуатации, но не может превышать 20 лет. Производитель самостоятельно определяет этот период, о чем извещает потребителя в паспорте изделия.