Содержание
ПАО «Соллерс»: цена акций и потенциал компании
ПАО «СОЛЛЕРС» является российской автостроительной компанией, работающей в партнерстве c зарубежными автопроизводителями, такими как: SsangYong, Ford и Mazda. К ее основной деятельности относится производство и продажа машин, автозапчастей, а также сервисное обслуживание.
На данный момент производственные мощности предприятия составляют 500 тысяч автомобилей в год. Основными проектами являются:
«УАЗ» – внедорожники, малотоннажные грузовики и микроавтобусы
«ЗМЗ» – производство двигателей
«Форд-Соллерс» – Производство легковых и легких коммерческих автомобилей марки ФОРД. Основная модель – «Форд Транзит»
«Исузу-Соллерс» – занимается производством грузовых автомобилей.
«МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» – совместное с компанией Mazda предприятие по производству внедорожников и легковых автомобилей D-класса, расположенное во Владивостоке, с производственной мощностью до 70 тысяч автомобилей в год.
«СОЛЛЕРС-ФИНАНС» – лизинговая компания, занимающаяся финансированием прежде всего покупателей коммерческого транспорта.
Основная стратегия компании заключается в развитии партнерских отношений с лидерами автомобильной отрасли и производстве конкурентоспособных моделей для реализации на внутреннем и внешнем рынках. В качестве основного направления для себя компания выделяет укрепление позиции на рынке ближнего и дальнего зарубежья.
Структура уставного капитала
Основным держателем акций является ООО «ЭРФИКС» в лице Вадима Шевцова.
Союз с иностранцами
Иностранных партнеров Швецов искал в тех же нишах, в которых работал УАЗ, — внедорожников и коммерческих автомобилей. «Здесь еще не было высокой конкуренции и потенциально был очень высокий спрос», — объясняет директор «Соллерса» по маркетингу Валерий Тараканов.
При такой установке широкого выбора у «Северсталь-Авто» быть не могло. Крупнейшие иностранные производители считали, что не нуждаются в российских партнерах, а у нуждавшихся были сомнительные перспективы продаж в России. Как, например у индийской Mahindra & Mahindra, вместе с которой Швецов поначалу собирался выпускать городской джип. Надежда забрезжила только в начале 2005-го, когда Швецову удалось договориться с южнокорейским производителем внедорожников SsangYong. Эта компания переживала тяжелые времена и в 2004 году чуть не стала банкротом (спасло появление китайского инвестора). Но у нее в портфеле было несколько конкурентоспособных на российском рынке недорогих внедорожников. В первый же год сотрудничества компания Швецова продала 4000 корейских машин, а уже в 2008 году на заводах Швецова было собрано 14 300 SsangYong. В прошлом году SsangYong занял шестое место в России по продажам кроссоверов среднего размера, отставая от лидера Suzuki Grand Vitara в два раза.
Совместное предприятие с японским производителем легких грузовиков Isuzu Швецов создавал уже как владелец собственной автомобильной компании. В начале 2007 года он выкупил автомобильный бизнес у Мордашова, окончательно разуверившегося в перспективах российского автопрома.Новая компания была названа «Соллерс».
Но самой удачной находкой «Соллерса» стал итальянский Fiat. В первой половине 2000-х итальянская компания едва избежала банкротства, так что ей было не до экспансии на российском рынке. Когда же вопрос снова стал актуальным, глобальные конкуренты Fiat уже основательно закрепились в России. С итальянцами «Соллерс» действовал по той же схеме, что и с корейцами: сначала дилерство, потом сборка. Для Fiat это стало настоящей находкой: после соглашения с «Соллерсом» продажи автомобилей Fiat в России подскочили в 10 с лишним раз. Поначалу итальянцы навязали Швецову сборку легковых Albea, хотя сам Швецов мечтал продавать фургоны Ducato. В конце концов он своего добился. В этом году Fiat Ducato стал самым ходовым товаром из всех иностранных автомобилей, производимых «Соллерс»: если за 2009 год было продано 8200 фургонов, то за первую половинную этого — уже 9000.
Дивидендная политика компании
При наличии чистой прибыли по МСФО общество направляет все свободные денежные средства на выплату дивидендов, при условии, что это не противоречит долгосрочной стратегии развития и сохраняется комфортное соотношение чистого долга к EBITDA.
Анализируя текущие финансовые показатели, можно увидеть значительное улучшение показателя долговой нагрузки в последнем году.
Однако, я бы не стал это рассматривать как шанс на возвращение к дивидендным выплатам в следующем году. У компании все еще стабильно отрицательный свободный денежный поток, что должно воспрепятствовать выплатам денежных средств.
С 2015 года валовая прибыль компании выросла всего на 3.5% Операционная прибыль уменьшилась на 24%. Чистая прибыль упала более чем в 2 раза.
Что касается долговой нагрузки на компанию, то она уменьшилась значительно. Чистый долг упал с 5 543 млн рублей до -3447 млн рублей. Что в свою очередь может хорошо сказаться на дальнейшем развитии компании.
Продажи основной модели УАЗ падают уже не 1 год. За все время они упали на 10%. Продажи авто марки «Мазда» выросли на 35%. «Форд» тоже показывает хорошие результаты. Падение, которое можно увидеть на графике, связано с приостановкой продаж «Форд» в РФ и последующим перерасчетом показателей по представленному сегменту. На данный момент в РФ производятся только коммерческие автомобили марки «Форд».
Оценка ПАО «СОЛЛЕРС»
При сравнении компании по рыночным коэффициентам с ее аналогами, можно сделать вывод, что компания является переоцененной. В таком случае ее справедливая цена будет около 140 рублей за акцию.