Неисправности рулевого управления – как найти поломку?

Содержание

Общий анализ неисправностей рулевого управления современного легкового автомобиля

Автомобиль должен вести себя на дороге предсказуемо и четко реагировать на все команды водителя. От этих параметров напрямую зависит не только комфорт во время вождения машины, но и уровень безопасности водителя и пассажиров.

Подавляющее большинство современных автомобилей имеет в конструкции усилитель руля, который во многих авто использует гидравлическую схему. Появляющиеся неисправности рулевого управления с гидроусилителем возникают вследствие эксплуатационных причин, реже они связаны с неэффективной конструкцией узла. Большинство из этих проблем достаточно эффективно можно устранить самостоятельно даже в гаражных условиях.

Признаки появления

Признаки неисправности рулевого управления могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним признакам мы относим звуковые, визуальные и механические сигналы. Так, стуки, биения, посторонние звуки и шумы являются явными свидетельствами проблем с системой управления автомобилем.

Визуальными сигналами поломки могут быть трещины на элементах системы, выявленные при техническом осмотре. Механические сигналы обычно проявляются в увеличенном люфте руля, а также затрудненном управлении и тугом повороте рулевого колеса.

Внутренние признаки обычно может выявить только специалист, поскольку они не сигнализируют о своем наличии. Так, протекание жидкости в каком-либо из мест системы управления незаметно невооруженным глазом. Однако технический работник может отметить наличие влаги, так называемого «запотевания». Во время тщательного осмотра применяются специальные средства для проверки конкретных деталей, что способствует выявлению малозаметных, но существенных проблем.

Неисправности бывают как внешними, так и внутренними

Виды и устройство рулевых реек

Конструкция рулевой рейки все время совершенствуется – раньше это было примитивное устройство, теперь же в него заложено много различных технологий. Сейчас существует 3 типа рулевых реек.

Обычная

Здесь не используется никаких усилителей, и все усилие для поворота принимает на себя водитель. На современные автомобили эта рейка уже не устанавливается. Она «неубиваема», но крутить руль с ней намного тяжелее. Единственная проблема, которая может появиться при ее применении – стук, однако она легко решается подтягиванием. Конструкция надежная и прочная, но при ее использовании страдает маневренность. Кроме того, она морально устарела.

Неисправности рулевого управления – как найти поломку?

«Голая» рейка заключена в металлический корпус, внутри которого находится вал с шестерней. К нему подведены тяги с рулевыми наконечниками. Вся эта конструкция защищена пыльником. С основным валом при помощи червячного наконечника сцепляется вал, соединенный с рулем.

Конструкция с ГУРом

Конструкция этого механизма похожа на предыдущую, но здесь водитель прикладывает меньше усилий для поворота благодаря следующим элементам системы:

  • пластинчатый насос, нагнетающий давление;
  • установленный на валу поршень;
  • распределитель, который следит за подачей рабочей жидкости.

Сразу после поворота руля распределитель начинает регулировать давление масла на золотник и торсион, подавая его в поршневую систему с необходимой в каждом определенном случае стороны. Например, если был поворот в правую сторону, масло подается в правую сторону, и наоборот.

Гидроусилитель полезен с точки зрения безопасности, ведь именно он гасит удар, если колесо попадает в выбоину. Это одновременно и плюс, и минус, так как в этом случае снижается чувствительность управления. При образовании течи езда усложнится вдвойне. Используемая здесь ременная передача отнимает мощность у мотора. И все же исправный гидравлический помощник существенно повышает маневренность и делает руль легким.

Устройство с ЭУРом

Сегодня это самая совершенная модель. Гидравлика здесь уступила место электрическому усилителю руля. Здесь сигнал с установленных на руле датчиков передается на ЭБУ, а оттуда – на электроусилитель. Единственное слабое звено здесь – капризная электроника, поломка которой может быть серьезной проблемой.

Здесь отсутствуют насосы и поршни, а есть только основной и рулевой валы, соединяемые между собой червячной передачей. На рулевом валу находится шестерня, вращаемая электродвигателем. В систему включены расположенные на руле датчики – они сообщают ЭБУ степень отклонения руля во время поворота. Затем электроника подает сигнал на усилитель, и руль начинает вращаться значительно легче.

Система компактна и практически не отнимает мощность у мотора. Работает она в разных режимах: пересеченная местность, скоростная трасса, город. Из минусов: боязнь влаги и нагрузка на генератор.

Проблемные узлы

Рулевое управление в автомобилях классической конструкции состоит из привода и механизмов. Для обеспечения эффективного управления данные узлы машины принято оснащать усилителями. Их монтируют как на легковой подвижной состав, так и на грузовики. Задачей гидроусилителя является снижение обратной реакции от возможных вибраций, обеспечение легкости управления, а также гашение толчков, возникающих при езде.

Работа механизма заключается в следующем:

  • при вращении рулевого колеса привод выполняет поступательное движение вправо/влево;
  • работа усилителя в несколько раз поднимает нагрузку для проворота колес;
  • механизм через систему приводов одновременно поворачивает колеса передней оси без люфта или задержки.

Для обеспечения надежной эксплуатации рулевого привода должны четко функционировать все составные элементы конструкции. При этом каждый водитель обязан знать основные неисправности рулевого управления и способы их устранения.

как выявляются неисправности рулевого управления с гидроусилителем

Своевременная диагностика и контроль работоспособности узлов являются обязанностью каждого автомобилиста. Узлы должны иметь достаточное количество смазки и иметь допустимый уровень выработки. Герметичные элементы, типа насоса ГУР, не должны иметь подтеков и разгерметизации.

Нужно знать, что люфт рулевого колеса для легкового автомобиля должен быть меньше 10.

Существенное отклонение от данного значения способно привести к снижению безопасности для участников дорожного движения.


Что вызывает неисправность системы рулевого управления?

Можно выделить несколько причин, из-за которых случаются повреждение элементов системы управления транспортными средствами:

  • плохое дорожное покрытие;
  • пренебрежения рекомендациями производителя (игнорирование регламентными сроками обслуживания, использование рабочей жидкости плохого качества в ГУР и т. д.);
  • постоянные перегрузки;
  • неправильная эксплуатация усилителя.

Помимо этого, возможные неисправности рулевого управления, проявляющиеся в плохой динамике управления транспортным средством, могут быть вызваны неправильной балансировкой автомобильных колес, нарушением параметров развал-схода, повреждением деталей подвески, износом покрышек и неправильным давлением в них.

Также необходимо обратить внимание на геометрию кузова. Например, после незначительных ДТП может немного согнуться лонжерон, при этом владелец автомобиля может об этом не знать, а списывать все на неполадки в системе рулевого управления. Поэтому, крайне важно следить за состоянием кузова и элементов подвески транспортного средства и поддерживать их все время в исправном состоянии.

В каких случаях рулевое управление будет в зоне риска?

Не стоит говорить о том, что даже самые незначительные поломки системы рулевого управления могут привести к весьма тяжелым последствиям, именно поэтому транспортное средство с подобными неисправностями эксплуатировать строго запрещено. Основными причинами, по которым рулевое управление выходит из строя, могут быть некачественные дороги и неправильная, слишком интенсивная эксплуатация транспорта. Также не самым благоприятным образом на состоянии системы отразятся и низкокачественные неоригинальные жидкости, которые заливают в систему и комплектующие.

Фото - комплектующие для устранения неисправностей рулевого управления, img10.slando.ua

Кроме того, весьма желательно проходить и техническое обслуживание в надежных сервисных центрах, где работают проверенные профессионалы, которые не только смогут довольно быстро и правильно определить вид поломки, но и при необходимости помочь дельным советом. Еще один негативный фактор, отражающийся на работе системы рулевого управления – отклонения, возникшие в работе колес авто, на это может повлиять слишком низкое давление в покрышках, нарушенная балансировка и износ ступичного подшипника.

На фото - места неисправностей рулевого управления, karetniy-master.ru

Основные причины

Причин неисправности рулевой системы может быть несколько. Все они связаны, главным образом, с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Однако есть и более актуальная для наших условий причина – плохое состояние дорог. Вследствие постоянного «скаканья» по ухабам и ямам происходят регулярные микроповреждения различных деталей, что в дальнейшем приводит к крупным поломкам.

Система рулевого управления может стать неисправна вследствие использования низкокачественных материалов, как на этапе сборки автомобиля, так и на этапе эксплуатации. Нередко водители, стремясь сэкономить, при ремонте пускают в дело самые некачественные детали механизмов, которые быстро и часто повреждаются. Кроме того, к нарушениям может привести использование дешевых и низкосортных смазочных веществ, масел и жидкостей.

Еще одной причиной поломок становится длительное отсутствие технического осмотра автомобиля. В результате вы получаете не только проблемы с собственным автомобилем, но и законом, ведь вождение неисправного транспортного средства является административным правонарушением. Проведение технического осмотра должно проходить у проверенных специалистов, которые не будут халатно относиться к своей работе.

Проблема часто возникает из-за отсутствия техосмотра

Также не следует забывать о влиянии колес на всю езду. Так, сниженное давление в подшипниках может стать причиной затрудненного вождения транспортного средства.

Кроме вышеперечисленных причин, поводом к поломке может стать окончание срока службы какого-либо элемента управления. Вне зависимости от качества материалов, все имеет свой срок эксплуатации. Потому детали, находящиеся на грани разрушения, подлежат замене.

Особенности системы управления транспортных средств

Основными деталями узла являются его привод и механизм. Также в конструкцию включено еще несколько дополнительных элементов. Например, гидравлический или электрический усилитель передачи крутящего момента на колеса. В основном он является частью конструкции рулевой системы большегрузных транспортных средств, и в последнее время устанавливается на абсолютное большинство современных моделей легковых авто.

Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы. Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел.

Как исправить

Исправлять поломки рулевого управления автомобиля можно как самостоятельно, так и обратившись к техническим специалистам на станции техобслуживания.

Если проблема касается низкого давления в подшипниках или снижении количества масла, то эти проблемы можно устранить самостоятельно. Первая решается подкачкой колес, а вторая – заливом масла до нужного количества.

Точно определить поломку могут специалисты

Если неисправность вызвана деформацией конкретных деталей, то тут может потребоваться квалифицированная помощь.

Что касается регулировки деталей сцепления и гаек механизма, то в данном случае проблема решается вручную путем подтяжки или ослабления элементов системы. Часто регулировки требуют гайки и болты рулевых тяг, оси маятникового рычага, крышек картера.

Люфты и зазоры устраняются путем замены деталей рычагов подвески или поворотных кулаков. Также не следует забывать о возможной порче прокладок, ремней и уплотнителей, которые заменяются в срочном порядке.

Принцип устройства важного механизма

Для того чтобы разобраться с какой-либо деталью автомобиля, для начала необходимо узнать о принципе её устройства. Одним из главнейших агрегатов, спрятанных под кузовом машины, является рулевой механизм, он выполняет немало функций, в частности, обеспечивает крепление самого руля (баранки), служит посредником в передаче усилий, приложенных к ведущим колёсам, «думает» о безопасности водителя во время неожиданного столкновения. Кроме того, рулевая колонка помогает управлять автомобилем и вращать вилку руля без особых усилий.

Принцип работы механизма состоит в том, что комплектованная валом, ведущей и ведомой шестерней рулевая колонка во время вращения руля передаёт усилие ведомой шестерне, при этом задействуя в процессе ведущую шестерёнку. Повернуть автовладелец может только в случае, когда ведомая шестерня, вплотную прикреплённая к сошке, в свою очередь, передаёт усилие на рычаг боковой тяги.

Устройство рулевого механизма

Симптомы неисправностей

Кроме проведения визуального контроля узлов рулевого механизма, водитель определяет их состояние по косвенным признакам. Многие из них легко классифицировать и сгруппировать по характерным последствиям.

Во время удерживания руля водитель может ощущать толчки, что во многих случаях является свидетельством слабой натяжки приводного ремня. Такая же проблема бывает, когда необходимо с бОльшим усилием проворачивать руль. Потребуется проверить уровень заполненности бачка гидроусилителя, а также отсутствие грязи в нем.

какие бывают основные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Некорректная замена ГУР способна привести к завоздушиванию системы. Если относительно недавно проводились такие работы, то нужно избавиться от воздуха, прокачав жидкость по системе.

К вибрациям на руле в отдельных случаях приводит и некачественное состояние автомобильных покрышек. Кроме поломки рулевого механизма это является также распространенной причиной.

Дефект валов приводит к частому скручиванию шкивов со своего посадочного места. Во время работы будет слушаться характерный свистящий звук со стороны узла.

Шумы от узла бывают из-за неплотного закрепления трубок или рукавов ГУР. Ослабление герметизации приводит к появлению звука в местах сопряжения фитингов. Для устранения нужно перезакрепить соединение.

как определяются основные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Провороты руля бывают при низком давлении в ГУР. За счет залегания клапана управляющего потоком происходит выход механизма из строя. При этом увеличивается износ шин и снижается управляемость. Такие же причины с клапанами приводят к проблемам во время маневрирования на низкой скорости, например, на парковках.

Нужно знать, что даже при полном выходе из строя гидроусилителя руля автомобилем можно управлять, только придется прикладывать больше усилий во время поворота руля.

Неисправности рулевого управления с гидроусилителем и способы их устранения

Признак неисправности Причины неисправности Способы устранения
Неустойчивое движение автомобиля на дороге (требуется регулярная корректировка заданного направления движения рулевым колесом)
и стук в рулевом механизме.
1. Наличие зазора в зацеплении ‘”гайка -поршень – зубчатый сектор вала сошки” 2. Люфт в шлицевом соединении сошки с валом сошки.
3. Ослабления крепления рулевого механизма к лонжерону.
1. Отрегулировать зазоры в зацеплении.
2. Затянуть гайку крепления сошки. 3. Подтянуть детали крепления.
Повышенное усилие на рулевом колесе 1. Недостаточное натяжение ремня привода насоса. 2. Неисправен насос. 1. Подтянуть ремень.
2. Заменить насос.
Скачкообразное изменение усилия на рулевом колесе при его вращении или заедание рулевого колеса при изменении направления его
вращения.
1. Наличие воздуха в гидросистеме (мутное масло, пена в бачке) рулевого усилителя.
2. Засорение клапанов насоса.
1. Прокачать гидросистему.
2. Промыть клапана.
Повышенный шум в гидросистеме рулевого усилителя 1. Недостаточный уровень масла в бачке 2. Наличие воздуха в гидросистеме. 1. Долить масло.
2. Прокачать гидросистему.
Увеличение шумности работы гидросистемы в крайних положениях рулевого колеса, когда упоры на сошке касаются лонжеронов Насос частично потерял работоспособность (задраны рабочие торцы деталей качающего комплекта) Заменить насос.
Заклинивание насоса или снижение эффективности работы рулевого усилителя (постоянное повышенное усилие на рулевом колесе) 1. Попадание абразивных или металлических частиц в насос.
2 Разрушение фильтрующего элемента.
Слить из гидросистемы загрязненное масло, заменить насос и бачок, заправить и прокачать гидросистему.

Неисправности гидроусилителя руля могут привести к не поправимым последствиям, ведь управление автомобилем, особенно на дальние расстояния, вещь довольно утомительная, и от усталости водителя на прямую зависит увеличение вероятности вылета автомобиля в кювет или другого ДТП.

Поэтому, чтобы облегчить участь водителя и уменьшить вероятность ДТП, современные легковые автомобили очень часто оснащаются усилителями рулевого управления. Изначально усилители применялись только на грузовых авто, но со временем они появились и легковых машинах.

На автомобиль может быть установлен гидравлический, электрогидравлический и электрический усилитель рулевого управления. Самыми распространенными являются гидроусилители. Конструкция их не очень сложная, но все же в процессе эксплуатации автомобиля могут появиться поломки и данного узла рулевого управления.

Неисправности гидроусилителя руля могут проявляться в виде:

  1. Повышенных шумов под капотом;
  2. Увеличении усилия на рулевом колесе;
  3. Подтекание рабочей жидкости.

Люфт рулевого колеса

Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса. Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется. Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.

Люфт может возникнуть по нескольким причинам:

  • увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
  • выработка на рулевых тягах;
  • сильный износ рулевой рейки;
  • выход из строя крестовины рулевого вала;
  • износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
  • поломка ЭУР или ГУР.

Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса. При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе. В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.


Видео «Определение неисправности рулевой рейки»

Из этого видео вы узнаете о том, как можно определить неисправность рулевой рейки.

Конструкция и принцип действия рулевой системы

Назначение рулевой системы – управление поворотом колес, именно от нее зависит направление движения ТС. Основные ее элементы:

  • привод (система тяг, соединенных шарнирами);
  • рулевой механизм (механический редуктор);
  • дополнительный усилитель (используется в грузовиках и ряде новых моделей легковых автомобилей).

Рулевое управление автомобиля – сложная многокомпонентная система

Рулевой механизм преобразует вращательные движения, которые совершает водитель, в поступательные движения привода, передающего энергию этих движений колесам. При этом водителю не нужно особо напрягаться, вращая руль, поскольку его легкое воздействие многократно усиливается системой. Исправная система рулевого управления позволяет точно контролировать направление движения и при необходимости быстро его менять, а вот ее неисправности чреваты утратой контроля.

В современных моделях автомобилей в основном используется система рулевого управления реечного типа. Рулевое колесо через вал колонки соединяется с неподвижной шестерней, а та – с подвижной зубчатой рейкой, которая является элементом тяги (рулевой трапеции). Реечная система проще и надежнее, поскольку в ней меньше промежуточных звеньев, реже используется червячная передача.

Конструкторы системы рулевого управления стараются найти компромисс между удобством и безопасностью. С одной стороны, для управления колесами должно быть достаточно одного оборота руля, с другой – излишняя отзывчивость колес на движения руля в некоторых ситуациях может быть опасна. Поэтому часто используются рейки с переменным шагом зубьев, от которого зависит передаточное отношение. По краям они расположены реже, в центре – чаще.

Дополнительный усилитель делает конструкцию системы более сложной и совершенной. Он гасит толчки и вибрации, повышая комфортность поездки, и облегчает управление, помогая водителю выбрать оптимальное положение руля. Усилители рулевого управления бывают электромеханическими и гидравлическими (ГУР). Последний вариант, состоящий из насоса, бачка, исполнительного механизма и контрольного клапана, более прихотлив в обслуживании, но именно он устанавливается на большинстве моделей.

Введение

О свойствах и функциях рулевой колонки может не знать только начинающий автолюбитель, водители с опытом наверняка хорошо осведомлены о важности этого агрегата. Современное рулевое устройство, придуманное несколько десятилетий назад, обладает прекрасными информативными качествами, проявляет себя как надёжный и долговечный элемент, ввиду чего автопроизводители пока не собираются придумывать более совершенный метод, который бы мог помогать транспортному средству направляться по нужной траектории. Если из автомобиля исключить рулевой агрегат, управлять им станет невозможно, машина попросту потеряет свою актуальность.

Автомобильный руль

Современная рулевая колонка — это устройство, не имеющее вида крупногабаритной системы, в составе которой можно насчитать десятки различных деталей. Устройство этого приспособления настолько простое, что с ним может разобраться обычный человек, не имеющий специального образования.

Однако, как и все остальные детали, рулевая колонка может со временем прийти в негодность, а знающий автовладелец может без труда определить неисправность и предпринять все необходимые меры для её устранения. Рассмотрим все возможные поломки, которым может подвергнуться агрегат с относительно простой конструкцией.

Развал/схождение

Изменение настроек развал/схождения, влияющих на поведение руля, может произойти по следующим причинам:

  • ДТП;
  • столкновение колеса с высоким препятствием;
  • попадание в яму/выбоину на дороге на высокой скорости.

Почему руль туго крутится: основные причины

В любом из перечисленных случаев происходит механическое смещение деталей рулевого механизма, что приводит к тугому рулю.

Обратившись в сервис, необходимо описать ситуацию, а также изменения работы рулевого управления. Настройка развал/схождения поможет при данных случаях.

Гидравлический насос

Случается и так, что руль на холостых почему-то туго крутится, и водитель не может понять, в чём причина.

Одним из подозреваемых выступает гидравлический насос ГУР. Именно он отвечает за перекачку рабочей жидкости.

Прежде чем винить во всех бедах неисправность насоса, это нужно подтвердить. Делается это следующим образом:

  • проверяется уровень масла, который в среднем должен быть на 15 см выше, чем уровень всасывания;
  • проверяется факт наличия или отсутствия утечек смазки;
  • проверяется звук.

Если насос стучит, это говорит о подсосе воздуха. Звук, похожий на скулёж, свидетельствует о наличии воздуха в составе гидравлической жидкости.

Менять насос не всегда единственное решение. Сначала следует проверить его состояние, выполнить диагностику и уже по результатам проверки принимать решение. Насос ГУР служит очень долго, и при грамотной эксплуатации он не скоро побеспокоит автовладельца.

Распространенные неисправности системы рулевого управления и их причины

Рулевое управление – сложная система, разные ее элементы могут изнашиваться, выходить из строя. Нарушение соединения отдельных элементов также приводит к неполадкам в ее работе. Каждая проблема может объясняться рядом причин.

Тугое вращение, заедание, недостаточно плавное движение рулевого колеса могут спровоцировать:

  • засорение фильтра, клапана насоса и других элементов привода или пробуксовка его ремня;
  • деформация ряда деталей (стойки, подшипников, шарниров, тяг);
  • неправильная регулировка зазоров и креплений в системе редуктора и привода;
  • недостаток масла в картере;
  • проблемы в ходовой части – если колеса установлены под неправильным углом или покрышки слабо накачаны, это тоже сказывается на вращении руля.

Увеличение люфта (свободного хода) руля в ряде случаев устраняется путем регулировки зазоров подшипников, шарниров, подтягиванием креплений. Если же регулировка не помогает, причина может крыться в износе таких деталей, как:

  • шарнир наконечника тяги;
  • подшипник вала;
  • передающая пара шестерня-рейка.

Величину холостого хода руля можно измерить люфтометром

Нарушения в работе гидроусилителя обычно проявляются посторонним шумом или подтеканием рабочей жидкости. В первом случае причина может крыться в:

  • пробуксовке ремня;
  • износе подшипника, установленного на вале насоса;
  • снижении уровня рабочей жидкости.

К подтеканию жидкости приводят:

  • нарушение герметичности усилителя вследствие износа пыльника;
  • повреждение шлангов или ослабление их крепления.

Утечка масла из картера рулевого механизма вызвана износом прокладок, сальников, ослаблением крепления крышки.

Подтекание рабочей жидкости в системе рулевого управления проявляется не так явно, как в системе охлаждения двигателя, лужи не образуются. А вот увлажнение, запотевание отдельных элементов должно настораживать.

В системе рулевого уплотнения есть множество креплений: рулевые тяги и поворотные рычаги крепятся гайками, кронштейн и рулевой механизм – болтами, нижней фланец, шаровая опора и другие элементы имеют свою систему креплений. Все они в процессе эксплуатации могут ослабевать, вызывая посторонние шумы и другие неполадки. Самопроизвольное откручивание гаек предотвращается за счет установки шплинтов, но шплинтовка тоже может нарушаться. Большинство деталей рулевого управления подвержено износу, в особенности шарниры и подшипники, подверженные значительной нагрузке. Их износ проявляется биением рулевого колеса, шумами, стуками, увеличением люфта и другими нарушениями нормального функционирования системы рулевого управления.

При наличии специального штуцера

В одном случае прокачка проводится при помощи специального штуцера, который можно найти на корпусе гидроусилителя. Для удобства прокачки передняя часть авто вывешивается, рулевое колесо поворачивается в какую-либо сторону до упора. При этом двигатель должен быть заглушен.

Затем штуцер для прокачки немного ослабляется для того, чтобы через него мог выйти воздух. После этого рулевое колесо не быстро поворачивается в другую сторону до упора.

При поворачивании рулевого колеса через штуцер должен выйти весь воздух из системы. Сигналом того, что воздух вышел, будет появление из штуцера жидкости. Если жидкость пошла, то, не меняя положения рулевого колеса, штуцер нужно затянуть, чтобы через него воздух не попал обратно в систему. При проведении данной операции нужно постоянно следить за уровнем жидкости в бачке.

Затем следует переднюю часть авто опустить. Чтобы завершить прокачку системы, нужно запустить двигатель и начать проворачивать руль из стороны в сторону до упора. Но долго удерживать руль в крайнем положении нельзя.

Во время проведения этой операции в бачке будут появляться пузырьки воздуха. Проворачивать руль при заведенном двигателе нужно до тех пор, пока эти пузырьки не исчезнут.

Гидроусилитель без штуцера

Если гидроусилитель не оснащен штуцером для стравливания воздуха, процесс прокачки производится несколько иначе. Вначале проводятся операции при заглушенном двигателе. Для этого передняя часть авто вывешивается.

В бачок заливается жидкость до уровня. Затем нужно несколько раз провернуть руль от упора до упора.

Затем авто опускается на землю. После чего потребуется запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Далее рулевое колесо нужно снова провернуть от упора сначала влево, затем в право, не останавливаясь в крайних положениях. При этом нужно следить за уровнем жидкости и в случае надобности проводить доливку.

При проведении этой операции в бачке на поверхности жидкости образуется пена. Затем нужно двигатель остановить и подождать, пока пена не исчезнет. Прокачка произведена.

ГУР

Если шум под капотом прослушивается постоянно, то это сигнализирует об износе подшипников насоса гидроусилителя. В таком случае производится замена насоса.

Увеличение усиления на рулевом колесе

Неисправности гидроусилителя руля, которые проявляются увеличением усилия на рулевом колесе, свидетельствуют о засорении системы. В таком случае потребуется проверить фильтрующий элемент бачка гидроусилителя. Если заметна сильная его засоренность, бачок нужно заменить.

После чего провести промывку системы путем двухразовой замены рабочей жидкости с последующей прокачкой системы. Эту операцию нужно проводить также, когда было обнаружено помутнение жидкости.

Конструктивные особенности

Система рулевого управления

Основными элементами рулевого управления являются рулевой механизм и рулевой привод. Однако помимо этого есть ещё несколько дополнительных — в первую очередь усилитель. Он применяется на грузовых автомобиля, а также на многих новых моделях. Предназначается усилитель для облегчения управления, гашения толчков и вибраций. Как несложно догадаться, он повышает комфорт и безопасность.

Схема устройства

Принцип работы следующий:

  • Вращение руля преобразуются рулевым механизмом в поступательное движение привода;
  • Благодаря усилителю нагрузка возрастает в несколько раз;
  • Происходит непосредственное поворачивание передних колёс.

Таким образом, водитель имеет возможность контролировать направление движения и изменять его очень быстро.

Но надо понимать, что рулевое управление отличается достаточно сложной конструкцией. Чтобы всё функционировало должным образом, необходимо наличие множества деталей.

Также стоит отметить тот факт, что для обеспечения надёжной работы регулярно следует проводить технические осмотр и заниматься профилактическими работами. Все детали должны быть смазаны и зашплинтованы.

При осмотре систем гидроусилителя следует убедиться, что все они строго герметичны.

Люфт самого рулевого колеса всегда должен оставаться в пределах нормы. Любые отклонения от нормы ставят под сомнение безопасность.

Профилактика неполадок

Проблемы в работе системы рулевого управления проще предотвратить, чем устранять. Поломки системы могут спровоцировать:

  • интенсивная эксплуатация транспортного средства на плохих дорогах в сочетании с агрессивной манерой вождения;
  • использование дешевых рабочих жидкостей низкого качества;
  • замена изношенных комплектующих низкосортными аналогами.

Система рулевого управления, как и любая другая система автомобиля, нуждается в регулярной диагностике и квалифицированном сервисном обслуживании.

Состояние рулевого управления тесно связано с ходовой частью, рабочими характеристиками колес и состоянием подвески. На нем могут негативно сказываться:

  • неправильная балансировка колес, неотрегулированное схождение;
  • падение давления в шинах и их чрезмерный износ;
  • износ и повреждения элементов подвески и ходовой части в целом (деформация поворотных кулаков, рычагов, износ ступичного подшипника).

Для продления службы системы рулевого управления необходимо:

  • не перегружать ее;
  • использовать качественные расходные материалы, рекомендованные производителем;
  • соблюдать сроки ТО и обращаться к специалистам;
  • проводить регулярное обслуживание и своевременный ремонт ходовой, следить за состоянием покрышек;
  • регулярно проверять надежность креплений, шплинтовку, обновлять смазку, регулировать зазоры;
  • менять детали при критичном износе, не дожидаясь выхода системы из строя.

Следует помнить, что у системы есть предельный срок службы и даже при самом тщательном уходе рано или поздно ее придется ремонтировать или менять целиком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий