КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

Коробка передач КАМАЗ: схема, устройство

Блок зубчатых колес заднего хода

В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.


В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:

А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.

Экономичный режим управления:

Условия трассы Что следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали. Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

КАМАЗ

Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.

Устройство и ремонт КПП КАМАЗ с делителем

Коробка переключения передач — один из ключевых узлов автомобиля. Она выполняет две функции: изменение крутящего момента двигателя и передача его на ведущие мосты. Дорожные условия и загрузка грузовых автомобилей ежедневно меняются. Поэтому здесь особенно важна возможность регулировки тяговых и скоростных характеристик. КПП КАМАЗ с делителем повышает диапазон настроек режима и обеспечивает максимальную эффективность использования двигателя.

Смазывание коробки передач

Детали коробки смазываются окунанием и разбрызгиванием. Смазывание роликовых подшипников зубчатых колес вторичного вала — циркуляционное, под давлением. На первичном валу редуктора-делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи масла в осевой канал, по которому оно подается через радиальные отверстия к подшипникам.

  • Коробка передач токарного станка 1Э610
  • Коробка передач с электромагнитными муфтами
  • Коробка передач с дифференциалом автомобиля Москвич-2141
  • Схемы расположения зубчатых колес в коробках передач
  • Схемы переключения передвижных зубчатых колес
  • Сопряжения передвижных зубчатых колес с механизмами управления
  • Приводы ползунов-вилок механизмов управления
  • Оси, скалки, промежуточные валы механизмов управления.
  • Рукоятки с фиксацией
  • Механизм передвижения зубчатых колес
  • Блокировочные устройства
  • Ручки
  • Ступицы рукояток
  • Стержни рукояток под шариковые ручки
  • Маховички

Принципы устройства КПП КамАЗ

Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

устройство кпп (на примере модели КамАз 5320)

Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.

Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.

Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.

Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:

  • усиленный синхронизатор делителя КПП КамАЗ;
  • усиление шлицов и удаление их крепежа;
  • новый способ крепления шестерен коробки передач;
  • увеличение высоты зубцов.

В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.

Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:

  • картер, в котором содержатся первичный, вторичный и промежуточный валы КамАЗ;
  • блок шестерен, отвечающих за включение заднего хода;
  • верхняя крышка КПП;
  • сборно-разборный механизм переключения скоростей;
  • делитель, установленный на передней части картера.

Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.

Устройство делителя КПП КАМАЗ

Делитель — механизм, понижающий передаточное отношение коробки переключения передач.

В его конструкцию входят такие компоненты:

  • блокирующие кольца синхронизатора, установленные с двух сторон;
  • муфта с зубчиками, синхронизирующая вращение элементов;
  • две шестерни;
  • два вала;
  • корпус;
  • вилка переключения скоростей;
  • рычаг;
  • вилочный валик.

Для уменьшения износа и увеличения срока службы детали работают в масляной среде.

Если вы собрались самостоятельно выполнить ремонт КПП КАМАЗ с делителем, схема устройства должна быть хорошо изучена и находиться под рукой.

Схема работы коробки передач с делителем

Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.

КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования

схема переключения кпп и делителя

Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.

Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.

Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.

Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.

Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.

В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

кпп КамАЗ-14

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

кпп КамАЗ – 15

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Управление делителем

КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.

МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.

Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:

  • Золотниковый краник управления делительным редуктором, смонтированный на опоре рычага переключения скоростей. Предусматривает две фиксированных позиции: прямая и понижающая передачи.
  • Редукционный клапан, отбирающий сжатый воздух из пневматической системы грузовика и стравливающий воздух в случае избыточного повышения давления. От данного клапана происходит подача воздуха на управляющий кран и клапан активации делителя, образуя два контура пневмосистемы управления делителем.
  • Клапан активации делительного редуктора, отвечающий за подачу сжатого воздуха на МППД при отключении сцепления, что позволяет включать и выключать понижающую передачу параллельно переключению скоростей основной КПП.
  • Непосредственно МППД, в его состав входит расположенный внутри цилиндра поршень, шток которого подключен к рычагу на валике вилки механизма. В случае поступления сжатого воздуха происходит смещение поршня в том или ином направлении, переключающее режим работы.
  • Воздухораспределительная трубка делителя, отвечающая за подачу сжатой воздушной массы в цилиндр МППД с определенной стороны поршня, что обеспечивает его смещение и включение нужной передачи делителя.

Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.

Ремонт делителя КПП КАМАЗ

Ремонтные работы включают четыре этапа:

  • разборка агрегата;
  • дефектовка деталей;
  • замена изношенных элементов;
  • сборка коробки передач.

Чтобы выполнить ремонт коробки передач с делителем, нужно проделать такие операции:

  • снять воздушный переключатель;
  • расстопорить и выкрутить болты крепления;
  • извлечь валик;
  • демонтировать вилку переключения скоростей;
  • снять синхронизатор;
  • демонтировать вал и вилку выжимного механизма;
  • открутить крепежные элементы, удерживающие на первичном валу крышку заднего подшипника;
  • снять крышку;
  • демонтировать задний подшипник и вал (для этого придется совместить зубчики на ведущей шестерне и валу);
  • снять крышку подшипника, используя резьбовые отверстия, выполненные в промежуточном валу;
  • раскрутить и расстопорить элементы крепления;
  • демонтировать опорную роликовую шайбу;
  • открутить болты стакана, закрывающего роликовый подшипник;
  • снять роликовый подшипник и стакан с ведомого вала;
  • с помощью деревянного бруска выбить вал и извлечь подшипник из корпуса делителя.

Важно: нельзя выбивать вал молотком. Это повредит деталь и ее придется менять.

  • зажать шлицевую часть первичного вала в тиски;
  • открутить стяжную гайку;
  • демонтировать с вала маслонагнетательную гайку;
  • снять роликовый подшипник, втулку и ведущую шестерню.

Далее необходимо проверить и заменить изношенные детали, а затем собрать делитель. Для сборки нужно проделать операции в обратной последовательности.

Перед установкой делителя на машину нужно убедиться, что он собран правильно и валы свободно вращаются.

Последний этап ремонта — тест-драйв. Он позволяет проверить работоспособность делителя в режиме реальной эксплуатации. Это помогает выявить неисправности, которые не удалось устранить во время ремонта.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий