Как работает ОСАГО и куда обращаться, если произошло ДТП с участием трёх и более автомобилей?

Содержание

Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2021 году

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

ДТП с одним участником

Аварии на дороге – обыденное явление, которое случае ежедневно. Как правило, во время дорожного происшествия есть не менее двух участников, а иногда их бывает и больше. Однако порой может возникнуть ситуация, когда водитель транспортного средства «успешно» справляется самостоятельно и разбивают собственное транспортное средство. Подобная ситуация на первый взгляд кажется комичной, но в то же время, она требует должного оформления в соответствии с действующим законодательством. Такое дорожное происшествие называют ДТП с одним автомобилем.

Проверка участия автомобиля в авариях и ДТП

Как показывает практика, более 75% ТС, выставленных на продажу, хотя бы однажды побывали в ДТП. Но продавец зачастую скрывает этот факт, чтобы не потерять в деньгах. Поэтому прежде чем заключить сделку, рекомендуется проверить машину на аварии. Проверить автомобиль на ДТП по вин или гос. номеру всего за 5 минут можно с помощью сервиса «Автокод».

Проверка машины на ДТП

Как работает ОСАГО и куда обращаться, если произошло ДТП с участием трёх и более автомобилей?

ОСАГО при ДТП из трёх машин

При произошедшем ДТП с участием трёх транспортных средств имеется небольшой ряд тонкостей по вопросу, куда необходимо обращаться и как получить страховую выплату по ОСАГО в 2021 году. И это зависит от целого ряда обстоятельств: как именно произошла авария, было ли бесконтактное ДТП, столкновение произошло “паровозиком” и других. В этой статье мы выясним, в какую страховую компанию обращаться, если участников столкновения 3 и более, можно ли оформить европротокол, какие возмещения получают потерпевшие и виновники таких происшествий, а также ряд других случаев и судебную практику Верховного суда РФ.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Оформление ДТП с ГИБДД

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Каким образом может случиться происшествие с одним участником

Аварией, в которой участвует лишь одна сторона, будет считаться происшествие, в ходе которого повреждение получает лишь одно транспортное средство, а ничье имущество, кроме автомобиля виновника аварии, не пострадало.

В качестве главных примеров ДТП без второго участника, можно назвать:

  • Наезд на дерево в лесопарковой полосе;
  • Повреждение автомобиля в случае попадания в глубокую яму;
  • Причинение вреда днищу транспортного средства по причине наезда на какой-либо предмет, находящийся на дороге;
  • Авария, возникшая вследствие столкновения авто со стеной, забором либо иным имуществом, принадлежащим владельцу автомобиля.

В ситуации с единственным участником ДТП непременно должны случиться два основных момента: авария произошла при движении автомобиля; имущество иных лиц не получило никаких повреждений.

Как узнать, попадала ли машина в ДТП

Если Вы решили приобрести подержанную машину, обязательно заранее проверьте выбранное ТС. Так Вы избежите пустых просмотров (что особенно важно, если авто находится в другом регионе) или сможете поторговаться на основании результатов проверки. Узнать была ли машина в авариях можно по VIN или гос. номеру онлайн.

Какую еще информацию удастся получить:

  • количество владельцев;
  • пробег;
  • наличие обременений;
  • нахождение в угоне;
  • история штрафов;
  • стоимость ОСАГО и т.д.

Со всеми этими данными будет гораздо проще сделать выбор.

Можно ли оформить европротокол, если участников больше двух?

Нет, нельзя. Но давайте обо всём по порядку!

Законодательство Об ОСАГО в 2021 году устанавливает следующие условия для возможности оформления ДТП с помощью европротокола:

  1. в результате аварии пострадали только автомобили (не люди и не иное имущество участников),
  2. обстоятельства ДТП произошли при взаимодействии (с непосредственным касанием) двух – не более и не менее транспортных средств,
  3. у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  4. нет разногласий по обстоятельствам происшествия.

Как видим, причина невозможности заполнения европротокола при ДТП с участием 3 автомобилей кроется в пункте 2 выше (или подпункте “б” пункта 1 статьи 11.1 ФЗ-40). Таким образом, если в аварию попали три или более машин, то оформлять извещение без сотрудников ГИБДД нельзя, нужно звонить в полицию.

Последняя уже также имеет право самостоятельно выбрать из 2 вариантов:

  • либо приехать на ДТП с тремя машинами для оформления,
  • либо заставить водителей сфотографировать место происшествия, составить на бумаге схему и приехать в указанное отделение ГАИ для последующего оформления.

Если у вас уже произошло такое ДТП из 3 авто, и вы заполнили европротокол, то не стоит отчаиваться. Вы всё ещё можете оформиться в ГИБДД, и вас не должны привлечь к лишению прав за скрытие с места аварии, потому как у вас не было умысла покидать место столкновения. А доказательством тому служат подписанные бланки европротокола. В этом случае просто позвоните в ГАИ (можете даже не сообщать другим участникам аварии о намерении оформиться через Госавтоинспекцию) и следуйте указаниям.

Европротокол или ГИБДД при аварии с тремя участниками

Как действовать в случае ДТП с единственным участником и оформить само происшествие

В ситуации, когда в аварии участвует только одно лицо, порядок действий для оформления подобного ДТП будет выглядеть следующим образом:

  • По возможности, включить сигнал аварийной установки и выставить соответствующий знак на некотором удалении от автомобиля (не менее 15 метров в населенном пункте и 30 метров вне населенного пункта);
  • Обязательно удостовериться, что в ходе происшествия никто не пострадал;
  • Осмотреть, не причинен ли вред имуществу третьих лиц;
  • Провести осмотр собственного авто;
  • Связаться с представителями ГИБДД, оповестив их о случившейся ситуации, узнать порядок действий в случае происшествия ДТП с одним участником;
  • Составить схему дорожного происшествия;
  • Прибыть по адресу, который сообщил дежурный из Госавтоинспекции, для осмотра транспортного средства. Такое возможно только в случае, если повреждения автомобиля, полученные в ходе дорожного происшествия, являются минимальными, и водитель без проблем сможет добраться до указанного адреса;
  • Ожидать на месте ДТП приезда представителей ГИБДД, если автомобиль не способен далее двигаться;
  • Постараться найти свидетелей ДТП, которые смогут подтвердить, что в результате происшествия более никто не пострадал;
  • Выполнить фотосъемку места ДТП;
  • Набрать по номерам телефонов страховой компании, если автомобиль застрахован по программе КАСКО;
  • После приезда на место аварии представителей ГИБДД и страховщиков подробно рассказать обо всех обстоятельствах происшествия;
  • Письменно изложить суть ситуации;
  • Ознакомиться с протоколом, который составлен представителем ГИБДД, особенно той его частью, где в подробностях раскрыты все повреждения кузова и других элементов авто;
  • Получить копию протокола, а также оригинал справки о произошедшем ДТП.

Почему важно проверить автомобиль на аварии

Денис Лукин, автоэксперт:

проверить автомобиль на аварии

— Пробить автомобиль на ДТП необходимо не только потому что не хочется переплачивать за битое авто. Обман дело неприятное, но одно дело просто крашенный бампер, у которого однажды начинает облезать лак и отваливаться краска со шпаклёвкой. Другое дело – если автомобиль побывал в серьёзном ДТП и сварен из нескольких частей, или геометрию кузова выправили не до конца, в связи с чем его конструкция ослаблена. Машину может разорвать на ходу. В случае сварки двух частей у неё могут не сработать подушки безопасности при ДТП или сработать произвольно безо всякого столкновения. Поэтому проверка авто на аварии перед покупкой – первая и важная необходимость.

Дмитрий, не проверил машину перед покупкой:

— Приобрел в салоне годовалую Kia Sportage в отличном состоянии и с небольшим пробегом. Рад был безумно! Чуть позже при езде в авто что-то стало постукивать, появились шумы. Спустя еще несколько месяцев при замене колёс увидел трещины снизу. Заглянул под мотор — там вмятины на защите картера. Когда её снял, то понял, что внутри треснуто практически всё, как от хорошего удара. А сверху автомобиль выглядит, как новенький. Надо делать экспертизу, а это стоит немало. В салоне, конечно же, говорят, что при продаже было всё целое. И ничего не докажешь. Похоже, ремонт обойдётся мне в кругленькую сумму. Или придётся продать авто в два раза дешевле. Пока не решил. Надо было всё-таки еще в салоне проверить машину на аварии онлайн.

проверить машину перед покупкой

Михаил, не проверил машину перед покупкой:

— Два года назад я купил автомобиль в Москве. Когда начали с продавцом проводить осмотр, на улице уже стемнело. Как проверить машину иначе, я и не знал. Заключили договор купли-продажи в простом письменном варианте. В общем, то, что авто битое, увидел уже дома. На машине оказались скрытые повреждения – разбита коробка передач и левая сторона авто. Во время езды слышен треск подвески. В ДКП об этом нет ни слова. Продавец говорит, что о повреждениях не знал. Я – третий владелец по документам, нашел и связался с первым хозяином. Тот рассказал, что продал автомобиль перекупщику в сильно аварийном состоянии. Очень хочу вернуть деньги, но перекупщик пропал. Пока его не найдут, вопрос с авто не решится.

Допускается ли оставление места происшествия

Независимо от того, с участием какого количества участников произошло ДТП, автомобилисту покидать само место происшествия категорически запрещено. Причем, данный запрет действует даже в тех случаях, когда вред чужому имуществу нанесен не был. Об этом говорит первая часть статьи 12.27 КоАП, в соответствии с которой, несоблюдение со стороны водителя обязанностей, связанных с произошедшим ДТП, предполагает наложение денежного штрафа в сумме 1 000 рублей.

Поэтому, даже если в результате происшествия никто не пострадал, а в самом ДТП фигурирует лишь один участник, необходимо все равно уведомить подразделение ГИБДД о случившемся. В случае, если транспортное средство имеет минимум повреждений и способно перемещаться без каких-либо проблем, инспектор озвучит требования о приезде водителя в отдел, предварительно составив схему аварии либо зафиксировав ее на фото.

Если же участник ДТП покинул место происшествия не уведомив представителей полиции, а они об этом узнали позднее, то санкции в отношении такого нарушителя будут значительно жестче. В данном случае в действие уже будет вступать вторая часть статьи 12.27, которая предусматривает лишение удостоверения водителя на год-полтора либо же арест водителя на 15 суток.

Оставление места ДТП

Конечно, если в качестве последствий незначительного ДТП автомобилист имеет слегка поцарапанный бампер либо минимальную вмятину на крыле, он точно не захочет сообщать о происшествии в ГИБДД, однако он должен наверняка знать о том, что никакие «доброжелатели» предварительно не записали номер его транспортного средства и потом не сообщат в Госавтоинспекцию. Если такое произойдет, то у владельца автомобиля будут достаточно серьезные проблемы.

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)

Почему пробить машину на ДТП лучше через Автокод

Большинство онлайн-сервисов не позволяют проверить битая машина или нет без vin-кода. Это ставит в тупик тех, кто впервые столкнулся с покупкой подержанного авто. На портале «Автокод» возможна как проверка авто на ДТП по vin, так и проверка только по гос.номеру.

пробить машину на ДТП через Автокод

В чем еще преимущества сервиса:

  • проверка авто на аварии из любого региона;
  • запрос по гос-номеру, vin-коду и номеру кузова;
  • формирование полного отчета в один клик;
  • удобное мобильное приложение, можно взять с собой на сделку;
  • работает на рынке более 7 лет, тысячи водителей уже оценили все достоинства сервиса.

Отдельно нужно отметить, что с 2017 года на «Автокод» можно пробить информацию по японскому автомобилю. Раньше эту информацию можно было узнать только через ГИБДД по номеру кузова (напомним, что на машинах из страны восходящего солнца отсутствует VIN-код).

Отчет составляется на основе данных из государственных и коммерческих источников, в том числе: проверка автомобиля на аварии по базе ГИБДД, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов судебной власти, крупных страховых компаний и тд. Таким образом, вы получаете данные о любом официально зарегистрированном происшествии: дата, место, тип ДТП.

Проверить аварии по VIN или гос.номеру на портале гораздо быстрее, чем искать данные по нескольким сайтам. Запросив полный отчет на сайте «Автокод» онлайн, Вы можете быть уверены, что не ошибетесь с выбором.

Куда нужно обращаться потерпевшим: в свою страховую или виновников?

Выше мы уже приводили термин “ПВУ”. Это возможность упрощённого возмещения ущерба от ДТП – когда ваша же страховая выплачивает вам компенсацию, а затем ей её же возмещает страховщик виновника (ведь страховой случай произошёл по полису виновного водителя).

И здесь установлены жёсткие критерии, когда нужно обращаться в свою страховую, а когда – виновника. Причём, если критерии для обращения в свою соблюдены, то это не значит, что вам предоставлен выбор – в таком случае вы обязаны ехать исключительно к своему страховщику, а компания виновника вам обязана отказать.

Критерии эти, когда нужно обращаться в свою страховую организацию, следующие (все они должны выполняться):

  1. в ДТП с участием трёх автомобилей пострадали только эти самые транспортные средства,
  2. каждая из машин имела контакт хотя бы с одной другой (то есть это было не бесконтактное ДТП),
  3. в аварии участвовало 2 или более автомобилей,
  4. у каждого участника есть действующая страховка ОСАГО.

Как видим, не имеет значения, произошло ли ДТП с двумя, тремя или более машинами. Если у всех был контакт, имеются полисы ОСАГО, нет вреда здоровью, жизни и иному имуществу, то нужно обращаться в свою страховую компанию. Если хотя бы один из этих критериев не соблюдён, то только в страховую виновника (или любого из виновников, если их более одного).

Тонкости ОСАГО, если есть пострадавшие или погибшие в ДТП из трёх машин

Здесь всё работает несколько иначе. Давайте сначала рассмотрим ситуацию, когда среди пострадавших есть сами водители. И здесь законодательство работает со следующими различиями от вышеописанного.

  • Лимит максимальной страховой выплаты за вред здоровью и/или жизни составляет уже 500, а не 400 тысяч. Каждому пострадавшему. И вне зависимости от лимита выплаты за вред автомобилям.
  • Если пострадавший один, а виновников несколько, то первый имеет право обращаться в любую страховую компанию виновников на свой выбор. При этом, сами страховщики должны договариваться о равном разделении суммы выплаты после того, как та, в которую обратился пострадавший, выплатит ему компенсацию за вред здоровью (пункт 9.1 статьи 12 закона). Однако, общая сумма выплат одному (каждому) пострадавшему не может быть более тех же 500 000 рублей.
  • При этом, конкретно за вред здоровью или жизни пострадавшие не могут обращаться в свою страховую организацию – только в компанию виновника (или виновников, если их несколько).

Если пострадал пешеход или пассажир

Шутка ли, но в этом случае данные лица имеют право обращаться по ОСАГО за компенсацией вреда здоровью или жизни даже к страховщику невиновного участника ДТП. Дело здесь в том, что существует статья 1079 Гражданского кодекса РФ, которая обязывает даже невиновного водителя возместить вред тем людям, для которых его автомобиль был источником повышенной опасности.

При этом, если произошло ДТП с тремя автомобилями, где пострадал один или несколько из пассажиров, либо с двумя машинами и одним пешеходом, где виновников двое, и это водители авто, то пострадавший пешеход или пассажир могут предъявить требование о страховом возмещении любому из страховщиков, даже если речь идёт о страховой компании невиновного водителя.

Именно такое положение дел подтвердил и Верховный суд в современной судебной практике. В пункте 47 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017 так официально прописано.

Отказ в оформлении

ДТП с двумя машинами

Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Если у виновника нет страховки ОСАГО?

В данной ситуации также ничего сложного по закону нет. В ДТП с участием трёх авто каждый из потерпевших предъявляет требование о возмещении причинённого вреда напрямую виновнику.

А вот обращаться в свои страховые нет никакого смысла. Напомним, что по ОСАГО страхуется ответственность в случае виновности в аварии, а не собственное имущество. Ответственность в данном случае наступила у того, у кого она не застрахована. Поэтому в ДТП с тремя транспортными средствами, где виновник установлен один, каждый из потерпевших предъявляет требования напрямую виновному водителю: сначала досудебной претензией, а затем в случае отказа её удовлетворить – в суд.

Как повысится КБМ у виновника, если в аварии пострадали 3 автомобиля?

Коэффициент бонус-малус (безаварийная скидка) вырастает в зависимости от количества страховых случаев. Так указывает тот же Верховный суд в том же Постановлении Пленума. А страховой случай – это одно ДТП.

Таким образом, если даже вы попали в аварию с участием хоть 10 автомобилей, где виновником оказались только вы, а страховое возмещение получили другие 9 участников (пусть даже по максимальной сумме в 400 тысяч каждый), то у нас для вас хорошая новость. Это будет всё равно считаться одним страховым случаем по вашему полису ОСАГО, и КБМ вырастет также, как вырос бы, если бы в ДТП участвовало два авто.

Но есть и плохие новости. Если в аварии с тремя машинами, к примеру, виновников оказалось обоюдно двое, то у каждого из них возрастёт КБМ также, как если бы виновником был только он один.

Если у потерпевших есть страховка Каско?

В таком случае по возмещению ОСАГО в принципе ничего не меняется от всего вышеуказанного. Добавляется только ещё один “посредник” по финансовым операциям по выплатам.

Например, простое ДТП из трёх автомобилей, где один виновник. У одного из потерпевших есть полис Каско, и он обращается по нему в свою страховую. Тогда выплаты происходят по следующим правилам:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий