Датчик Холла на ВАЗ 2107: его назначение, виды поломок и замена

Датчик Холла на ВАЗ 2107: его назначение, виды поломок и замена

Когда ломается датчик Холла на ВАЗ 2107, то это влечет за собой невозможность продолжать движение. Датчик Холла принадлежит к категории ключевых деталей бесконтактной системы зажигания, и если эта деталь начинает сбоить, то коммутатор перестанет подавать импульсы для возникновения искры. Чтобы устранить неисправность, необходимо подробно разобраться с предназначением и функционированием устройства.

Расположение датчика холла

Датчик холла автомобилей ВАЗ 2108 и 2109

Тольяттинский автогигант ровно 20 лет выпускал первое переднеприводное семейство VAZ (Sputnik и Samara). За эти годы автомобили слегка эволюционировали. Например, на смену карбюратору пришёл инжектор, а также изменилась система зажигания. На первом и втором поколении автомобиля, ещё без ЭБУ, устанавливался датчик холла, который владельцам ВАЗ потрепал немало нервов. Далее расскажем, где располагается датчик холла, какие признаки говорят о его неисправности, а также, как его проверить и заменить.

Датчик холла ВАЗ 2109

Датчик Холла автомобиля ВАЗ 2107

С 1994 тольяттинскую классику начали оснащать бесконтактным зажиганием (БСЗ). Это система, в которой обычные кулачковые контакты заменил сенсор импульсов. В среде автомобилистов его привычно называют датчик Холла, который на ВАЗ 2107 тоже устанавливался. Некоторые владельцы «пятёрок», «шестёрок» и «семёрок» старше 1994 г., самостоятельно переводят свои «болиды» на бесконтактное зажигание, чтобы исключить постоянные проблемы с контактами. Далее расскажем, как работает контроллер импульсов, какие признаки говорят о его неполадках, и каким методом его заменить.

Датчик Холла ВАЗ 2101 – 2107

Датчик Холла ВАЗ 2107: для чего нужен и как работает, определение неисправности и замена элемента

Многих владельцев ВАЗ 2107 с бесконтактной системой зажигания интересует вопрос, как проверить датчик Холла. Вопрос, на самом деле, довольно актуальный, поскольку при выходе прибора из строя, запуск двигателя становится проблематичным или вовсе невозможным. Поэтому важно знать, какие действия предпринять для устранения проблемы и как производится замена сенсора.

Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106: устройство, схема работы, руководство по установке и настройке

Электронная система искрообразования появилась лишь на последних модификациях заднеприводной «классики» ВАЗ 2106. До середины 90-х годов указанные автомобили оснащались зажиганием с механическим прерывателем, весьма ненадёжным в работе. Проблема решается относительно легко — владельцы устаревших «шестёрок» могут приобрести комплект бесконтактного зажигания и самостоятельно установить на машину, не обращаясь к мастерам — электрикам.

История датчика Холла

Датчик получил своё название от американского физика Холла, открывшим одноимённый эффект в далёком 1879 году. Суть его заключается в том, что металлическая пластина под напряжением постоянного тока, оказавшись в магнитном поле, получает разность потенциалов на своих краях. Изобретение долго не находило своего применения вплоть до 50-х годов прошлого века. Всё изменилось с наступлением эры полупроводников, которые стали изготавливать на основе редкоземельных элементов: германия, индия и кремния. Это открыло возможность для производства мини-контроллеров, измеряющих характеристики электрического тока в магнитном поле, в том числе датчиков Холла (ДХ) для электронного зажигания ВАЗ-2106.

Датчик Холла ВАЗ 2106:

Датчик Холла ВАЗ 2106

Признаки неисправности датчика Холла на ВАЗ 2107

Датчик Холла, как и любой другой элемент автомобиля, со временем может выйти из строя. Однако даже водители с опытом не всегда могут определить, что возникшая проблема связана с рассматриваемым прибором, поскольку неисправность может проявляться по-разному. Для диагностики довольно часто приходится проверять возможные признаки поломки датчика, прежде чем удаётся выяснить, что «виновником» является именно этот датчик.

В то же время существуют основные симптомы, по которым можно определить, что с ДХ на ВАЗ 2107 не все в порядке. Рассмотрим их:

  • мотор не запускается либо запуск происходит с трудом;
  • наблюдаются перебои или рывки в работе силового агрегата на холостых оборотах;
  • мотор глохнет во время движения транспортного средства;
  • наблюдаются подёргивания при езде с высокими оборотами.

Если проявляется один из перечисленных признаков, то датчик Холла рекомендуется проверить и при необходимости заменить. Владельцам автомобилей с бесконтактной системой зажигания совсем не лишним будет возить с собой исправный элемент, в качестве запасной детали.

Где установлен датчик Холла

Считывающий контроллер находится в корпусе трамблёра. Сам распределитель зажигания размещён вертикально, на левой стороне блока цилиндров. Чтобы непосредственно обнаружить ДХ, необходимо отщёлкнуть стальные застёжки крышки трамблёра и снять её, а затем заглянуть под бегунок.

Распределитель зажигания без крышки

С трудом, но увидеть сенсорное устройство возможно. Его выдают тонкие провода (красный, чёрный и зелёный) протянутые в корпусе распределителя. Ремонтировать датчик Холла на ВАЗ 2107 или другой классике нет смысла (если конечно не отпаялся какой-нибудь из 3-х проводов), так как стоимость нового прибора доступна каждому автомобилисту.

Таблица 1. Ориентировочная цена датчика Холла ВАЗ 2101 — 2107

Производитель Номер Сумма, руб.
FENOX SID37001O7 250
АВТОВАЗ 21070370680082 225
СТАРТВОЛЬТ VSHS0101 215
GALLANT GLSS134 185
РЕМКОМ RK02007 150

Рекомендуется брать оригинал. В розничной продаже его можно встретить под кодом А473.407529.001 (Автоэлектроника).

Устройство

При переходе на бесконтактную систему зажигания (БСЗ) был усовершенствован трамблёр. Была изменена конструкция самого распределителя зажигания, и добавлено коммутаторное устройство — электронный блок управления зажиганием. Крышка и бегунок остались те же, а вот место прерывателя занял датчик Холла и была установлена соосная с валом чашка синхронизации (экран с прорезями).

ДХ крепится двумя винтами к держателю подшипника под крышкой трамблёра. От него через разъём тянутся три провода к коммутатору: два из них питание (+ и 0), а третий передаёт контрольный сигнал в коммутатор. Датчик состоит из двух частей: измерителя и магнита. Между ними проходит борт вращающейся чашки с 4 вырезами (по числу цилиндров двигателя).

Расположение ДХ

Схема и принцип работы БСЗ

Все элементы системы связаны между собой и с двигателем следующим образом:

  • вал трамблёра вращается от приводной шестерни мотора;
  • установленный внутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
  • катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высокого — с центральным электродом крышки трамблёра;
  • высоковольтные провода от свечей зажигания подключаются к боковым контактам крышки главного распределителя.

Резьбовой зажим «К» на катушке соединён с плюсовым контактом реле замка зажигания и клеммой «4» коммутатора. Второй зажим с маркировкой «К» связан с контактом «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» коммутатора служат для подключения датчика Холла.

Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Алгоритм работы БСЗ на «шестёрке» выглядит так:

  1. После поворота ключа в замке напряжение подаётся на электромагнитный датчик и первую обмотку трансформатора. Вокруг стального сердечника возникает магнитное поле.
  2. Стартер вращает коленвал двигателя и привод распределителя. Когда между элементами датчика проходит прорезь экрана, образуется импульс, посылаемый коммутатору. В этот момент один из поршней находится близко к верхней точке.
  3. Контроллер посредством транзистора размыкает цепь первичной обмотки катушки. Тогда во вторичной образуется кратковременный импульс величиной до 24 тыс. вольт, идущий по кабелю к центральному электроду крышки трамблёра.
  4. Пройдя через подвижный контакт — бегунок, направленный в сторону нужной клеммы, ток поступает на боковой электрод, а оттуда — по кабелю к свече. В камере сгорания образуется вспышка, топливная смесь возгорается и толкает поршень вниз. Двигатель заводится.
  5. Когда следующий поршень достигает ВМТ, цикл повторяется, только искра передаётся другой свече.

Искра на свече зажигания «Жигулей»

Для оптимального сгорания топлива в процессе работы мотора вспышка в цилиндре должна происходить на долю секунды раньше, чем поршень окажется в максимальном верхнем положении. Для этого в БСЗ предусматривается опережение искрообразования на определённый угол. Его величина зависит от оборотов коленчатого вала и нагрузки на силовой агрегат.

Корректировкой угла опережения занимается коммутатор и вакуумный блок трамблёра. Первый считывает количество импульсов от датчика, второй действует механически от разрежения, подведённого со стороны карбюратора.

Видео: отличия БСЗ от механического прерывателя

Принцип работы ДХ

Вал распределителя зажигания шлицами входит в косозубую шестерню, которая в свою очередь соединяется со звёздочкой коленвала. Смена проёмов чашки, попадая в «поле зрения» датчика, вызывает колебания электромагнитного поля, что отражается пропорциональным изменением напряжения в сигнальном проводе, «оповещающим» об этом коммутатор. Тот в свою очередь синхронно подаёт ток высокого напряжения на центральный провод крышки трамблёра, откуда через бегунок и провода ток попадает в свечи.

Такая бесконтактная система зажигания безусловно более совершенна, чем трамблёр с контакт-прерывателем. И всё же, по сравнению с современными модулями электронного зажигания БСЖ ВАЗ-2106 больше подвержена поломкам из-за наличия подвижных частей. Именно они чаще всего становятся причиной возникающих неисправностей в его системе зажигания.

БСЖ ВАЗ 2106

Как проверить датчик

Чтобы выяснить состояние датчика необходимо выполнить проверку элемента. Сделать это можно несколькими способами. Рассмотрим их:

    Самым простым вариантом является установка заведомо исправного прибора, который можно взять, например, у знакомого по гаражу. Если при проверке проблема исчезнет и двигатель начнёт работать без перебоев, то придётся обратиться в магазин за покупкой нового датчика.

Установка исправного датчика

Проверка датчика Холла

Видео: проверка датчика мультиметром

Проверку датчика Холла на ВАЗ 2107 можно выполнить и без прибора. В этом случае последовательность действий будет следующей:

  1. Выкручиваем свечу зажигания на одном из цилиндров или используем запасную и подключаем её к высоковольтному проводу от катушки зажигания.
  2. Резьбу свечи соединяем с массой кузова.
  3. Снимаем датчик, подсоединяем разъем от коммутатора и включаем зажигание.
  4. Проводим металлическим предметом, например, отвёрткой возле сенсора. Если искра на свече появилась, то проверяемый прибор исправен.

Неисправности бесконтактной системы

По надёжности работы БСЗ существенно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестёрки», проблемы возникают гораздо реже и проще диагностируются. Признаки неисправности системы:

  • полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
  • неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
  • перебои и пропуски циклов во время езды.

Чаще всего встречается первый признак — отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:

    Перегорел резистор, встроенный в бегунок трамблёра.

Перегорел резистор в трамблёре ВАЗ 2101—07

Высоковольтная катушка приходит в негодность крайне редко. Симптомы аналогичные — полное отсутствие искры и «мёртвый» мотор.

Как проверить коммутатор ВАЗ 2106

Поиск «виновника» ведётся способом последовательных замеров в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансорфматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.

Для проверки контроллера знакомый автоэлектрик предлагает использовать одну из его функций. После включения зажигания коммутатор подаёт ток на катушку, но если вращение стартера не последует, напряжение исчезает. В этот момент и нужно делать замер с помощью прибора либо контрольной лампочки.

Неисправность датчика Холла диагностируется так:

  1. Отсоедините высоковольтный кабель от центрального гнезда на крышке распределителя и закрепите контакт в непосредственной близости от кузова, на расстоянии 5—10 мм.
  2. Отключите от трамблёра разъем, вставьте в его средний контакт оголённый конец провода.

Как проверить датчик Холла на ВАЗ 2106—2107

Когда двигатель работает с перебоями, нужно проверять целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора либо высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Иногда случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому владельцу ВАЗ 2106 обнаружить такую неполадку довольно сложно, лучше обратиться к мастеру — электрику.

Как почистить контакты коммутатора ВАЗ 2106

Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают довольно редко. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, то методом исключения попытайтесь заменить коммутатор. Благо, цена новой запчасти не превышает 400 руб.

Видео: как проверить исправность коммутатора

Какой выбрать

Независимые эксперты и специалисты сервисных мастерских советуют покупать для ВАЗ 2109 оригинальный датчик холла. Вот заводской номер: 21080-3706800-00. Если у продавца нет в наличии оригинала или долго ждать заказ через интернет, тогда можно приобрести аналог.

Таблица 1. Цены и номера датчика холла ВАЗ 2108–21099

Производитель Номер Стоимость в руб.
LADA 21080-3706800-00 590
АВТОВАЗ 21080370680082 240
GALLANT GLSS133 230
АВТОЭЛЕКТРОНИКА 21080370680000 195
АВТОВАЗ 21080370680001 190
РЕМКОМ RK02008 150

Источники: exist.ru, autopiter.ru

У заводской продукции могут быть разные окончания в номерах, например, 1, 2, 3 и так далее. Это не подделка. Просто перед вами изделие, выпущенное на смежном предприятии тольяттинского автогиганта.

Неисправности ДХ

Нарушения работы двигателя ВАЗ-2106 могут быть вызваны не только выходом из строя ДХ. Поэтому выявление причин сбоев проводят поэтапно, проверяя питание, состояние катушки, проводов, контактов и пр. Только исключив другие причины, можно сделать вывод о негодности датчика Холла.

Ухудшение работы ДХ ВАЗ-2106 характерно возникновением следующих неисправностей:

  • резко возрастает расход топлива;
  • двигатель во время движения автомобиля захлёбывается и может заглохнуть;
  • мотор не заводится.

После того, как были проверены все варианты причин нарушения работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания), переходят к проверке работоспособности датчика Холла.

Проверка ДХ

Есть разные способы, как проверить датчик Холла на ВАЗ-2106. Один из них наиболее простой и потребует участия двух человек, правда, при наличии незаурядной ловкости можно обойтись и двумя руками. Способ состоит из следующих действий:

  1. Снимают штекер с разъёма ДХ.
  2. С крышки трамблёра снимают центральный провод и оголяют его наконечник, сдвинув защитный колпачок.
  3. Контакты 3 и 2 разъёма датчика замыкают проводком.
  4. Наконечник центрального провода подносят к любой части ДВС или кузова на расстояние 3–5 мм.
  5. Включают зажигание. В этот момент должна проскочить искра между наконечником и массой.

Если искра не будет возникать, то это значит, что ДХ подлежит замене.

О снятии старого измерителя и установке нового прибора узнайте далее.

Резюме

Датчик Холла считывает импульсы и отправляет сигнал на коммутатор. Бесконтактное зажигание намного эффективней кулачкового. Заметно улучшилась производительность двигателей, и нет никакого нагара на контактной группе. Если на вашем ВАЗ 2107 (карбюратор или инжектор) забарахлил датчик холла, то вычислить неисправность можно по симптомам дефектной работы двигателя или путём простейшей диагностики. Замену ДХ легко сделать самостоятельно. Для этого рекомендуется подготовить хорошо освещённый гараж с верстаком и нехитрый набор инструментов.

Установка момента зажигания

Если вы перед разборкой забыли поставить риску на клапанной крышке либо не совместили метки, момент искрообразования придётся настроить заново:

    Выверните свечу первого цилиндра и сбросьте крышку главного распределителя.

Как выкрутить свечи из цилиндров двигателя «Жигулей»

Как выставить метки на шкиве коленчатого вала ВАЗ 2101—2107

Как настроить трамблёр автомобиля ВАЗ 2106

Внимание! Когда поршень 1 цилиндра становится в верхнее положение, насечка шкива коленвала должна совпасть с первой длинной риской на крышке узла ГРМ. Изначально нужно обеспечить угол опережения 5°, поэтому выставляйте метку шкива напротив второй риски.

Как выставить опережение зажигания на «шестёрке»

Аналогичным образом выполняется настройка по лампочке, подключаемой к массе авто и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы, когда срабатывает датчик Холла, а транзистор коммутатора размыкает цепь.

Случайно оказавшись на оптовом рынке автомобильных запчастей, я приобрёл недорогой стробоскоп. Этот прибор сильно упрощает настройку зажигания, показывая положение насечки шкива при работающем двигателе. Стробоскоп подключается к трамблёру и даёт вспышки одновременно с образованием искры в цилиндрах. Направляя лампу на шкив, вы видите позицию метки и её изменение при увеличении оборотов.

Стробоскоп для настройки зажигания «Жигулей»

Видео: регулировка зажигания «на слух»

Замена ДХ

Замена датчика Холла подвластна любому автовладельцу, имеющему минимальный опыт обращения с простыми инструментами, такими как отвёртка и пассатижи. Для того чтобы установить новый датчик, поступают следующим образом:

  1. Снимают минусовую клемму с аккумулятора и ставят автомобиль на ручник.
  2. Откинув две пружинные скобы, снимают крышку трамблёра.
  3. Вынимают шплинт из оси крепления тяги вакуумного регулятора.
  4. Отвинтив два винта, удаляют сам регулятор, освобождая боковой проём в чаше распределителя зажигания.
  5. Отвинчивают винты крепления датчика Холла и его разъёма.
  6. Датчик с проводами вытаскивают через проём.
  7. Устанавливают на посадочные места новый датчик с проводами и разъём.
  8. Все вышеописанные действия повторяют в обратном порядке.

Демонтаж ДХ

При покупке нового датчика Холла обращайте внимание на принадлежность прибора именно ВАЗ-2106 потому, что датчики других вазовских моделей не подойдут по креплению. Избегайте ДХ неизвестных производителей. Дешевизна покупки может стать причиной неприятностей в виде неожиданной остановки в дороге автомобиля.

Заключение

Датчик холла на ВАЗ 2108–2109, в большинстве случаев, неремонтируемый прибор. Поэтому его проще заменить сразу, не выясняя причину поломки. Тем более стоимость нового ДХ доступна любому автовладельцу. Детонации, подёргивания и провалы, это признаки поломки датчика. Не надо сразу бежать в магазин за свечами и проводами. Сначала проверьте ДХ методом имитации или мультиметром.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий