24 часа Ле-Мана: самая длинная гонка в истории автоспорта

Результаты «24 часа Ле-Мана» обрадовали испанских болельщиков

Суперсезон чемпионата мира по гонкам на выносливость, растянувшийся на полтора года, завершится в эти выходные самой легендарной 24-часовой гонкой в мире автоспорта.

15-16 июня 2019 года состоялось ежегодно соревнование автогонщиков во Франции под названием«24 часа Ле-Мана», в котором победу одержал экипаж знаменитого испанского автогонщика Фернандо Алонсо.

Легенды Формулы-1, победившие в гонке «24 часа Ле-Мана»: Алонсо, Икс, Риндт и другие

Лев Дорогов

Гонка «24 часа Ле-Мана» – одно из самых значимых и культовых событий в мире автоспорта. О победе в суточном марафоне мечтали многие пилоты, в том числе и те, кто навсегда вписал своё имя в историю Королевских гонок. В преддверии сражения на трассе «Сарта» мы предлагаем вспомнить выдающихся пилотов Формулы-1, которым покорилась легендарная гонка «24 часа Ле-Мана».

Двадцать два храбреца

В 2019 году самый знаменитый гоночный марафон попробуют покорить двадцать два бывших пилота Формулы 1. Для многих из них это уже ежегодное соревнование. А для Фернандо Алонсо — попытка повторить свой прошлогодний успех.

Самые необычные гонки «24 часа Ле-Мана»: история суточного марафона

Максим Вершинин

Практически любая марафонская гонка в Ле-Мане наполнена множеством драматичных моментов и практически каждый заезд достоин того, чтобы его экранизировать. В преддверие 87-го суточного марафона, завершающего «суперсезон» чемпионата мира FIA WEC, мы при поддержке компании Motul вспоминаем 5 самых необычных на наш взгляд гонок в истории «24 часов Ле-Мана».

Себастьен Буэми, Казуки Накаджима, Фернандо Алонсо и Камуи Кобаяши

Год назад экипаж №8 в составе Алонсо, Буэми и Накаджима выиграл «24 часа Ле-Мана». Для Фернандо, который не скрывает своей мечты выиграть Тройную корону, это была невероятная победа. Но многим болельщикам автоспорта она показалась слишком простой. После того, как чемпионат WEC покинула команда Porsche, Toyota Racing стала единственным кандидатом на победу в марафоне. А учитывая, что в предыдущей гонке WEC — «6 часов Спа» — второму экипажу Toyota запретили обгонять автомобиль Фернандо Алонсо ради его победы, репутация испанца слегка запятналась.

Фернандо Алонсо, Себастьен Буэми и Казуки Накаджима — победители марафона «24 часа Ле-Мана» 2018 года

После финиша Алонсо пришлось оправдываться, рассказывая, насколько сложно ему было управлять автомобилем в ночное время, и объясняя, что это совершенно новый опыт. А соперники по Ле-Ману, с которыми испанец сражался непосредственно на трассе, заявили, что он действительно был очень быстр и заслужил эту победу.

Но так или иначе, а у многих «осадок остался». Поэтому в Ле-Мане 2019 года у Фернандо Алонсо и его экипажа, в котором еще двое бывших пилотов Формулы 1, есть отличный шанс вновь выиграть суточный марафон и доказать всем скептикам их неправоту. Правда, стоит отметить, что конкурентов у Toyota по-прежнему нет. В чемпионате WEC экипаж №8 за один этап до финиша сезона является его лидером. И опередить его может только второй экипаж Toyota, за который выступают Майк Конвей, Хосе-Мария Лопес и еще один экс-гонщик Формулы 1 Камуи Кобаяши.

Камуи Кобаяши

Ради статистики отметим, что экипаж №8 выиграл четыре из семи этапов суперсезона WEC 2018–2019. Победителями двух этапов стал экипаж №7. Гонку «6 часов Сильверстоуна» также выиграл экипаж Фернандо Алонсо, однако прототипы Toyota не прошли послефинишную техническую инспекцию и были дисквалифицированы. Поэтому победа в той гонке досталась команде Rebellion Racing.

1953 год: похмельный триумф «Ягуара»

Суточный марафон 1953 года вошёл в историю как гонка, которую впервые выиграла машина с дисковыми тормозами. Инновационным спорткаром стал Jaguar C-Type, для которого это была уже вторая победа в Ле-Мане, но куда более примечательны не технические особенности автомобиля-победителя, сколько ситуация с экипажем, выигравшим заезд.

Будущие победители — британский дуэт Тони Ролта и Данкана Хэмилтона — начали гоночный уик-энд с… дисквалификации! По недосмотру Jaguar в квалификации на трассе одновременно оказались два C-Type с гоночным №18 на борту — один был «боевым», а второй представлял собой запасную машину под управлением тест-пилота Нормана Дьюиса. Команда Ferrari, обратив на ситуацию внимание, добилась дисквалификации Ролта и Хэмилтона, которые к тому времени уже обеспечили себе лучшее время и новый рекорд круга.

Получив уведомление, что они лишены права участвовать в гонке, Тони и Данкан отправились заливать горе в бар. Сам Хэмилтон в своей автобиографии позднее открыто признавал, что он с напарником не просыхал всю ночь. А пока гонщики пили, руководство команды боролось за право допустить их на старт — в итоге судьи приняли извинения Jaguar, наложили на команду денежный штраф и позволили C-Type №18 стартовать в гонке.

Ролта и Хэмилтона утром в день гонки буквально вытащили из ресторана, всеми доступными способами привели в чувство и отправили на дистанцию, где по ходу пит-стопов заправляли не только машину (бензином), но и пилотов (кофе). Похоже, желание выпить шампанского после бурной ночи было столь велико, что Тони и Данкан не просто приехали на подиум, а выиграли «24 часа Ле-Мана»!

Бруно Сенна и Андре Лоттерер

Племянник Айртона Сенны провел в Формуле 1 три неполных сезона, но его лучшим достижением в Королеве автоспорта стало шестое место на Гран-при Малайзии 2012 года. После этого бразилец провел два сезона в Формуле Е и уже пять лет подряд выступает в сезоне WEC. Кстати, в 2017 году он стал его победителем в категории LMP2, выступая за команду Vaillante Rebellion.

Бруно Сенна

В марафоне «24 часа Ле-Мана» 2019 года Бруно Сенна выступает за Rebellion Racing — одну из двух команд, которая может попытаться навязать борьбу экипажам Toyota. Год назад в Ле-Мане экипаж №1 в составе Бруно Сенны, Андре Лоттерера и Нила Джани финишировал четвертым.

Андре Лоттерер

Кстати, Андре Лоттерер — также бывший участник Формулы 1. Правда, в Королеве автоспорта он принимал участие лишь однажды — на Гран-при Бельгии 2014 года, когда заменил Камуи Кобаяши.

1969 год: протест перед триумфом

Одна из самых узнаваемых черт французского марафона — так называемый «лемановский старт», когда гонка начинается с забега пилотов к стоящим на противоположной стороне стартовой прямой машинам. Но в последний раз такой старт был дан в 1969 году, а потом его запретили по соображениям безопасности.

Годом ранее, в 1968-м, бельгиец Вилли Майресс, торопясь начать гонку, не закрыл как следует дверцу своего Ford GT40. На первом же круге, когда машина на полной скорости шла по прямой «Мюльсан», дверца распахнулась — пытаясь на ходу закрыть её, гонщик потерял контроль над автомобилем и купе вылетело с трассы, врезавшись в деревья. Пилот, получив многочисленные травмы и проведя пару недель в коме, выжил, но спортивную карьеру завершил…

Памятуя о случившемся с соотечественником, на следующий год Жаки Икс устроил то, что сейчас назвали одиночным пикетом. Протестуя против небезопасной практики, гонщик нарочито медленно добрался до своего автомобиля и не начал движение, пока самым тщательным образом не пристегнулся и не проверил, закрыты ли двери.

Через 24 часа стало ясно, что рисковать на старте (в 1969-м в похожую с Майрессом аварию попал Джон Вулф — он разбился на первом круге близ поворота «Мезон Бланш» и погиб, потому что не был пристёгнут, как положено) смысла нет. Гонку выиграл не кто иной, как Икс, с которым экипаж Ford GT составил Джеки Оливер. Ну а в 1970 году «лемановский старт» уже не применялся.

Последний в истории «лемановский старт»

Последний в истории «лемановский старт»

Фото: Keystone/Hulton Archive/Getty Images

После заездов Фернандо Алонсо признался, что его команде очень повезло

Дело в том, что на стартовой позиции Toyota Алонсо и Ко была второй после партнеров по «конюшне» Майка Конвея, Камуи Кобаяси и Хосе-Марии Лопеса:

«Главной целью на уикенд была победа в чемпионате. Гонка у нас не складывалась, экипаж под номером 7 был быстрее нас на протяжении 24 часов».

Примерно за час до окончания гонки машина Конвея, Кобаяси и Лопеса проколола колесо и вынуждена была заехать на пит-стоп, чтобы сменить шину. Однако датчики давления выдали некорректную работу и Лопесу пришлось еще раз заезжать в боксы и менять все четыре колеса, в результате чего лидеры гонки потеряли такие важные секунды и пропустили впереди себя машину Алонсо.

«Они заслуживали победу, но удача решила, что трофей достанется нам, — цитирует Алонсо ESPN. – Порой везение становится важной частью автоспорта. Нам очень повезло. Возможно, мы не заслужили победу, однако принимаем ее. Выиграть такую гонку – это невероятные ощущения».

1981 год: победа музейного экспоната

В истории Porsche немало культовых гоночных моделей и тем более легендарных победителей «24 часов Ле-Мана», но всё же история спорткара Porsche 936/81, выигравшего марафон в 1981 году, одна из самых необычных.

На 1982 год уже был утверждён новый технический регламент для спорткаров — документация Group C пришла на смену своду правил Group 6, что означало необходимость создания нового гоночного автомобиля на смену Porsche 936. Преемником стал легендарный Porsche 956 (машина удерживала абсолютный рекорд «Нордшляйфе» с 1983 по 2018 год!). Но прежде чем прототип появился на трассе, его ждали масштабные тесты.

И в успешной судьбе модели 956 немалую роль сыграла модель 936. Всё дело в том, что Porsche искал возможность испытать новый двигатель в условиях, максимально приближенных к тем, в которых предстояло эксплуатировать новинку. Поэтому в команде решили проверить мотор в суточной гонке. Проблема заключалась в том, что к тому момент Porsche 956 готов ещё не был, а Porsche 936 уже отправили в музей.

Выход из ситуации был найден оригинальный. В «24 часа Ле-Мана» команда Porsche System заявила два прототипа Porsche 936/81, которые представляли собой пару возвращённых из выставочной экспозиции на гоночную трассу машин с двигателями для нового прототипа. Один экипаж сошёл, зато второй — бельгиец Жаки Икс и британец Дерек Белл — выиграл марафон с преимуществом в 14 кругов над ближайшим преследователем! И эта гонка стала уже действительно последней в истории 936.

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

Фото: Getty Images

Виталий Петров, Стоффель Вандорн, Сергей Сироткин и Стефан Сарразан

SMP Racing — вторая команда, которая может хотя бы теоретически попытаться навязать борьбу Toyota. Но в это не верят даже некоторые гонщики.

За команду SMP Racing в Ле-Мане 2019 года будут выступать сразу четыре бывших пилота Формулы 1. В прошлом году гонщиками экипажа № 11 были Виталий Петров, Дженсон Баттон и Михаил Алешин. Но в этом году британец отказался принимать участие в марафоне. И его аргументы, увы, рушат даже невеликие надежды болельщиков:

Год назад в марафоне «24 часа Ле-Мана» экипаж №11 не смог финишировать по техническим причинам. Но в последующих гонках суперсезона WEC 2018–2019 тандем Петров-Алешин несколько раз финишировал третьим, пропуская вперед только экипажи Toyota (напарниками по экипажу российских пилотов в этом чемпионате по очереди были Дженсон Баттон, Брендон Хартли и Стоффель Вандорн). На старт в Ле-Мане 2019 года тандем Петров-Алешин выйдет вместе со Стоффелем Вандорном.

Сергей Сироткин, Егор Оруджев, Стефан Сарразан, Виталий Петров и Стоффель Вандорн

Для Сергея Сироткина это будет вторая попытка покорить трассу Сарте. Предыдущий раз российский пилот выходил на старт марафона «24 часа Ле-Мана» в 2017 году, и тогда его экипаж показал только 33 общий результат. К нынешнему сезону WEC Сироткин присоединился только в 2019 году. Кстати, вместе с Сергеем в одном экипаже будет выступать Стефан Сарразан — еще один экс-пилот Формулы 1. Правда, на счету француза только один этап — Гран-при Бразилии 1999 года.

. и еще двенадцать

В категории LMP2 на старт выйдут шесть бывших пилотов Формулы 1 — Пол ди Реста (экипаж №22, United Autosports), Уилл Стивенс (экипаж №23, Paniz Barthez Competition), Жан-Эрик Вернь (экипаж №26, G-Drive Racing), Гидо ван дер Гарде (экипаж №29, Racing Team Nederland), Пастор Мальдонадо и Энтони Дэвидсон (экипаж №31, DragonSpeed).

В категории GTE Pro представлены три бывших гонщика Формулы 1 — Ян Магнуссен (экипаж №63, Corvette Racing), Себастьен Бурде (экипаж №68, Ford Chip Ganassi Racing Team USA) и Джанмария Бруни (экипаж №91, Porsche GT Team).

В четвертой категории, GTE Am, на старт выйдут три бывших пилота Формулы 1 — Джанкарло Физикелла (экипаж №54, Spirit of Race), Оливье Беретта (экипаж №70, MR Racing) и Педру Лами (экипаж №98, Aston Martin Racing).

1995 год: дорожная машина бьёт прототипы

Мы привыкли к тому, что в абсолютном зачёте «24 часов Ле-Мана» побеждают машины топового класса прототипов, а представителям остальных категорий остаётся сражаться за первое место в рамках своего зачёта. Но были в истории гонки и ситуации, когда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипов.

В начале 90-х годов появился McLaren F1, которому суждено было стать автомобильной легендой на все времена. Конструкция машины, сертифицированной для дорог общего пользования, включала в себя множество решений, ранее применявшихся только на гоночной технике. При этом делать на базе F1 спортивный вариант изначально не планировалось, но в итоге планы изменились и появился McLaren F1 GTR.

С этой моделью фирма решила попробовать свои силы в «24 часах Ле-Мана» и вряд ли кто-то мог предположить, сколь удачным окажется дебют McLaren на кольце «Сартэ» — в топ-5 на финише суточной гонки оказались сразу четыре из семи стартовавших F1 GTR! А единственным не-McLaren в первой пятёрке оказался чистокровный прототип Courage C34 французской команды Courage Competiton, который занял второе место.

Помимо первой победы McLaren с первой же попытки гонка сезона-1995 оказалась примечательной ещё по ряду факторов. Как уже упоминалось, это был уникальный триумф техники LM GT1 над машинами WSC. На тот момент это был самый «мокрый» марафон (дождь лил 17 часов). И это была первая победа в «24 часах Ле-Мана» в общем зачёте для пилота из Финляндии (Джей-Джей Лехто) и Японии (Масанори Секия), которые были напарниками представителя Франции Янника Дальма. Ну и интересно, что для победоносного McLaren F1 GTR с шасси №01R это была первая и последняя гонка в 1995 году — до и после Ле-Мана, где купе использовала японская команда Kokusai Kaihatsu Racing, автомобиль служил тестовым мулом на заводе McLaren.

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

Фото: Pascal Rondeau/Getty Images

2016 год: потерять всё за 3 минуты

Первую в своей истории победу в «24 часах Ле-Мана» «Тойота» одержала лишь в 2018 году, когда осталась единственной заводской командой в топовом классе LM P1. Но добиться успеха в культовой гонке японский коллектив мог парой лет раньше в куда более острой и напряжённой борьбе, нежели нынешние состязания с «частниками».

В 2016 году старт на кольце «Сартэ» в главной категории принимали сразу три заводских коллектива, каждый из которых выставлял по паре экипажей — легендарные дизельные прототипы Audi, вернувшиеся в марафонские гонки после длительного перерыва Porsche с гибридной моделью и бензо-электрические Toyota, которые бились за свою первую победу в Ле-Мане.

Ситуация развивалась драматически, потому что сначала из борьбы за первое место выбыли пилоты Audi Sport Team Joest, а вот представители Porsche Team и Toyota Gazoo Racing вели острое сражение за лидерство в гонке. И за шесть минут до финиша гонки преимущество японской марки над ближайшим немецким преследователем составляло более минуты. Всё шло к первой в истории победе Toyota в «24 часах Ле-Мана», но в итоге завершилось… 18-й победой Porsche!

Когда до клетчатого флага оставалось пару кругов, Toyota TS050 Hybrid с бортовым №5 резко потеряла в скорости на прямой «Мюльсан», а за пару минут до финиша прототип окончательно замер на стартовой прямой — мимо пролетел к победе, упавшей буквально в руки в последний момент, Porsche 919 Hybrid под №2. Пожалуй, более драматичной развязки в современной истории «24 часов Ле-Мана», не было никогда: катастрофа «Тойоты», фантастическое везение «Порше» и красивое завершение истории «Ауди» — их Audi R18 дополнил призовой подиум. Уже в следующем году «Ауди» оставила марафонские гонки, а ещё через год из LM P1 ушла и вторая немецкая марка…

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Фото: Brian Cleary/Getty Images

Напомним, что премиум-партнёром гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» и эксклюзивным поставщиком моторных масел для команд-участников чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) является компания Motul.

Микеле Альборето – 1 победа (1997)

Альборето – последний итальянец, побеждавший за «Феррари», и просто один из культовых пилотов 1980-х. Ещё в начале своей формульной карьеры Микеле принимал участие в гонках «24 часа Ле-Мана», однако особого успеха не снискал. После 1983 года итальянец взял паузу в отношениях с трассой «Сарта» и вернулся на север Франции только лишь в 1996-м, спустя два года после последнего сезона в Ф-1.

Первое за долгие годы участие в гонке на выносливость для Альборето обернулось неудачей: не получилось даже добраться до финиша. Но Микеле не отчаивался и в следующем году за рулём всё того же «Порше» WSC-95 добился своей первой виктории. Что интересно, одним из напарников Альборето в той гонке был легендарный Том Кристенсен, для которого эта победа в суточном марафоне стала первой из девяти.

Отпраздновав триумф на севере Франции, Микеле и не думал останавливаться. Каждый следующий год он принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана» вплоть до тех пор, пока не погиб в апреле 2001-го при тестировании прототипа «Ауди» R8. Микеле ушёл из жизни в возрасте сорока четырёх лет.

Фернандо Алонсо – 2 победы (2018-2019)

Если в ближайшее время кто-то и станет обладателем тройной золотой короны, то этим господином наверняка будет Фернандо Алонсо. Даже сам испанец признаётся, что его цель — это повторение выдающегося достижения Грэма Хилла. Для того чтобы составить компанию великому британцу, Фернандо не хватает только победы на «Старой кирпичнице».

Что касается «Ле-Мана», то здесь Алонсо уже выполнил свою норму. Вообще стоит признать, что у Фернандо просто бешеный КПД на трассе «Сарта»: две гонки – две победы. Первый раз в легендарной гонке на севере Франции Алонсо принял участие ещё во время своего последнего сезона за «Макларен» в 2018 году.

В дебютной гонке «24 часа Ле-Мана» сотоварищами по экипажу для испанца стали его бывшие соперники по Ф-1 – Казуки Накадзима и Себастьен Буэми. В отсутствие «Порше» соперников у японской команды, можно сказать, что и не было. Борьба за победу на трассе «Сарта» развернулась между двумя машинами «Тойоты». Победу в итоге одержал экипаж Алонсо, а японский концерн впервые в истории отпраздновал триумф в гонке «24 часа Ле-Мана».

Фил Хилл – 3 победы (1958, 1961-1962)

Четырнадцать раз Фил Хилл принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана»! Американцу посчастливилось застать «золотую» эпоху «Феррари» в гонках на трассе «Сарта». В период с 1958-го по 1962-й Хиллу трижды удалось отпраздновать триумф по итогам суточного марафона. Что примечательно, каждую из своих побед он разделил с одним и тем же напарником – Оливье Жандебьеном. В 1958 году Фил впервые стал победителем гонки, причём сделал он это ещё до формульного дебюта. Свою первую гонку в Ф-1 Хилл проведёт спустя пару недель после триумфа на трассе «Сарта», причём тоже во Франции.

Следующий раз легендарный марафон покорится американцу уже в 1961-м. В том же году он возьмёт титул в Ф-1 и навсегда потеряет своего товарища по команде и друга Вольфганга фон Трипса, погибшего в ужасной аварии в «Монце». В 1962-м «Феррари» в Ф-1 уже не являлась той грозной силой, как в прошлом сезоне, и Хилл оказался отрезан от борьбы за высокие места. Неудачи в Формуле-1 американец компенсировал уже третьей победой в гонке «24 часа Ле-Мана». В конце 1962 года Хилл покинул «Феррари» и впоследствии приезжал на трассу «Сарта» уже под знамёнами других команд, и делал он это каждый раз неудачно.

Жаки Икс – 6 побед (1969, 1975-1977, 1981-1982)

Вот мы и подобрались к самому успешному пилоту Ф-1, принимавшему участие в гонке «24 часа Ле-Мана». Думаю, здесь не стоит подробно расписывать о подвигах Жаки Икса на трассе «Сарта». О величии бельгийца прежде всего говорят его шесть побед, одержанные в легендарном марафоне на выносливость. Больше Икса побед в гонке «24 часа Ле-Мана» одержал только один человек – абсолютный рекордсмен Том Кристенсен.
Свою первую победу на трассе «Сарта» Жаки Икс одержал с третьей попытки в 1969 году. Тогда бельгиец в упорной борьбе за рулём «Форд» GT40 опередил экипаж «Порше», с которым по иронии судьбы он в будущем будет долго и плодотворно сотрудничать.

С 1975-го по 1977-й Жаки доминировал на трассе «Сарта», никого не подпуская к первой ступени пьедестала (кроме своих напарников, разумеется). С 1976 года начался его самый успешный этап карьеры – как раз в составе «Порше». С командой из Штутгарта Икс одержит ещё четыре победы на севере Франции и окончательно закроет для себя страницу истории под названием «Ле-Ман» в 1985 году. За столь легендарный путь в самой престижной гонке на выносливость Жаки Икс удостоился прозвища Месье Ле-Ман.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий